Об опасности использования снарядов с обедненным ураном, конечно, предупреждали. Не раз на протяжении периода боевых действий (с конца марта по середину июня 1999 года) об этом сообщала и "НГ". Да и о том, что натовская авиация использовала это чрезвычайно вредное для человека вещество, было известно с первых дней бомбежек сербских сел и городов в марте 1999 года. Югославские и российские ученые издавали доклады, в которых подробно излагалась вся пагубность воздействия необогащенного урана на человека и природу. Однако тогда эта информация мало кем воспринималась на Западе всерьез. Вся Югославия воспринималась исключительно сквозь призму Слободана Милошевича, поэтому практически любой голос оттуда считался голосом пропаганды режима.
Во время натовских бомбардировок, по оценкам известной правозащитной организации "Хьюман райтс вотч", погибло около 500 гражданских лиц (всего - около 2 тысяч человек), 30% из которых составляют дети. Страна понесла колоссальный материальный ущерб. Западная общественность безмолвствовала. Однако прошло время, и на территориях, оккупированных НАТО, начали умирать солдаты. Причем европейские. Европейская же авиация урановых снарядов не использовала - у нее их просто нет. Смерть нескольких военнослужащих вызвала панику в странах Старого Света. Под давлением общественности правительства ряда европейских государств - членов НАТО признали, что были осведомлены об опасности обедненного урана для здоровья людей. Однако эта обеспокоенность привела лишь к изданию внутренних инструкций для личного состава. Запрещалось, в частности, приближаться к объектам, пораженным снарядами с ОУ. Однако считалось, что смертельная опасность может возникнуть исключительно при непосредственном контакте с ураном. Никто не предполагал, что риском для жизни является простое пребывание в регионе, где использовались такие боеприпасы.
На международном уровне руководство альянса впервые признало факты применения боеприпасов с ОУ в письме генсека НАТО Джорджа Робертсона генеральному секретарю ООН Кофи Аннану в марте 2000 г.
Тревогу забили государственные деятели и СМИ практически всех стран, потому как в Боснии и Косово расквартированы воинские части и добровольцы из тридцати государств континента. Первой отреагировала Италия, потребовавшая на прошлой неделе от руководства альянса немедленно предоставить сведения относительно возможной угрозы для здоровья военнослужащих КФОР, дислоцированных в Косово.
Канцлер ФРГ Герхард Шредер заявил в воскресенье во время своего рождественского визита в Москву, что он хочет "знать, почему такие вооружения были употреблены". Премьер-министр Португалии Антониу Гутерриш подверг критике пресс-службу НАТО, до сих пор предоставлявшую лишь "успокаивающие" сведения. Министр обороны Франции Ален Ришар потребовал от США "объяснений по поводу применения ими в ходе войны на Балканах боеприпасов, содержащих ОУ". Министр обороны Германии Рудольф Шарпинг заявил, что "лучше бы этого оружия не было ни у кого". Нетрудно понять, к кому обращен призыв: по официальным данным, боеприпасы с ОУ использовали лишь США.
Министр обороны Италии Серджо Маттарелла предложил прекратить использование снарядов с ураном до полного завершения научных экспертиз по поводу их опасности для здоровья людей и для окружающей среды.
Среди европейских членов НАТО лишь Лондон выглядит спокойным и не собирается проводить никаких исследований, связанных с ураном.
Сегодня министр иностранных дел Югославии Горан Свиланович впервые встретится в Брюсселе с генсеком НАТО Джорджем Робертсоном и членами совета НАТО. Вчера в рамках заседания политического комитета альянса в Брюсселе состоялась дискуссия экспертов из 19 стран - членов НАТО, которые собрались, чтобы поделиться своими соображениями относительно дальнейшей угрозы для здоровья военнослужащих НАТО на Балканах, и прежде всего в Косово. Однако конкретное решение, в частности, относительно эпидемиологического расследования зараженных территорий должно быть принято сегодня, в рамках еженедельного заседания совета НАТО на уровне послов.
От "Бури в пустыни" до Косово
Скандал вспыхнул в конце декабря в Италии, где в течение последних месяцев от лейкемии и других онкологических заболеваний скончались 8 военнослужащих, принимавших участие в натовских операциях на Балканах. Всего же в настоящий момент на Апеннинах выявлено 18 случаев тяжелых раковых заболеваний среди данной категории военных. После того как эти факты через СМИ стали достоянием общественности, и военное, и политическое руководство страны вынуждено было отреагировать на отчаянные обращения родственников и друзей умерших от рака граждан. Тогда решением министра обороны Италии Серджо Маттареллы была образована специальная медицинская комиссия во главе с известным гематологом Франко Мандели, которая должна выяснить, связаны ли онкологические заболевания военнослужащих с применением урановых снарядов на Балканах.
На днях в Италии от лейкемии скончался еще один молодой военнослужащий. Сразу же после новогодних праздников в стране разгорелась острейшая дискуссия вокруг проблемы "балканского синдрома". Лидеры ряда партий, в том числе входящих в правящую коалицию, в категоричной форме потребовали от правительства добиться от НАТО всей информации по поводу уранового оружия, включая точные карты зон его применения в бывшей Югославии.
Коммунисты требовали открыто заявить о недоверии НАТО и немедленно вывести итальянский воинский контингент из Косово. "Зеленые" предложили ввести срочный и полный запрет на снаряды с обедненным ураном и дать строгую моральную оценку применения этого оружия на Балканах. Лидеры Итальянской народной партии, членом которой является, кстати, и министр обороны Маттарелла, говорили, что Североатлантический союз должен не только отказаться от использования этих снарядов, но и снять гриф секретности со всех применяемых альянсом военных материалов. Левые демократы выступили с инициативой создания специальной парламентской комиссии и призвали НАТО взять на себя ответственность за происшедшее.
Эта дискуссия вызвала серьезную обеспокоенность руководства НАТО. Глава Военного комитета альянса итальянский адмирал Гуидо Вентурони подверг резкой критике соотечественников, поставивших под сомнение "святое" - правоту Североатлантического союза. В дело вынужден был вмешаться глава правительства Джулиано Амато, который подчеркнул, что солидарность Италии с НАТО не может быть подвергнута сомнению. В то же время он недвусмысленно потребовал от руководства альянса всей правды относительно снарядов с урановым компонентом. "Мы всегда знали о применении этого вида оружия в Косово, но не в Боснии. Мы знали, что оно может представлять опасность в исключительных случаях, например, во время контакта фрагмента снаряда с открытой раной. В обычных же условиях мы не считали его опасным. В нынешней ситуации возникают законные опасения, что дело обстоит совсем не так просто", - признал премьер. Узнав, что к шести погибшим от лейкемии карабинерам могут прибавиться еще тридцать, Амато пообещал выяснить взаимосвязь этой болезни с урановым оружием и требовательно провозгласил: "Пусть НАТО скажет нам всю правду!" Министр обороны Бельгии Андре Флао сказал корреспонденту "НГ", что он уже обратился с просьбой к председательствующей в Евросоюзе Швеции "предпринять соответствующий демарш с тем, чтобы получить от НАТО полное объяснение". "Вместе с моими итальянскими и португальскими коллегами, - сказал министр, - я уже сообщил об этом высокому натовскому руководству, и мы настаиваем на полнейшей ясности в этом вопросе. Если выяснится, что уран действительно является причиной гибели солдат, то мы будем требовать принятия политического решения о запрещении оружия с его компонентами".
В итоге Рим выступил с инициативой проведения специального заседания Политического комитета НАТО по данной проблеме, которое состоялось вчера в Брюсселе. Правительство Италии также выдвинуло предложение о введении моратория на применение снарядов с обедненным ураном до полного выяснения его воздействия на организм человека. Впоследствии эту тему предполагается вынести и на заседание совета НАТО. Параллельно обсуждение проблемы "балканского синдрома" идет уже и в рамках ЕС. Проблема действительно обрела европейское измерение, поскольку Италия, Греция, Португалия, Нидерланды, Швеция, Норвегия и Финляндия приняли решение провести медицинское обследование всех военнослужащих, принимавших участие в операциях на Балканах. Примечательно, что случаи онкологических заболеваний среди военных отмечены во всех без исключения странах - участницах натовских операций в бывшей Югославии.
"Балканский синдром", охвативший Европу, вряд ли удастся быстро нейтрализовать, несмотря на то что руководство ряда стран НАТО, прежде всего США, активно пытается это сделать. Успокаивающим заверениям лидеров Североатлантического альянса сейчас мало кто верит. "Настал момент прекратить полностью доверять другим, как мы делали это прежде", - заявил португальский премьер Антониу Гутерриш. Более того, данные ООН по поводу применения урановых снарядов на Балканах явно противоречат официальной информации НАТО. В частности, по сведениям ООН, в 8 из 11 районов применения этого оружия в Косово зарегистрирован повышенный уровень радиации.
Первые обследования гибели военных показывают аналогию того, с чем столкнулись США после проведения операции в 1991 году "Буря в пустыне" в Ираке, в результате которой многие солдаты оказались облученными радиоактивным веществом, содержащимся в используемых боеприпасах. Это явление получило название "синдром Персидского залива".
Так как обедненный уран - самый тяжелый в природе металл, обладающий исключительно высокой плотностью, Соединенные Штаты нашли ему применение для поражения танков, броню которых снаряд с урановым наконечником пробивает, как консервную банку. В ходе военных действий в Ираке американцы обрушили на эту страну 783 тысячи таких бомб и снарядов. В Югославии они были экономнее, выпустив по сербам в 1999 году 31 тысячу единиц боеприпасов, а в Боснии в 1994-1995 годах - 11 тысяч.
В Брюсселе отвечают четко: оружие с обедненным ураном является наиболее эффективным, и оно получило добро на использование. О том, было ли оно использовано в Сербии и Боснии, умалчивается. С точки зрения Вашингтона, такие объяснения логичны и исчерпывающи. Однако в Европе лишь нарастает недовольство бесцеремонностью США по отношению к партнерам.
Забота властей европейских стран о здоровье своих граждан, несущих службу в Югославии, это лишь одна сторона проблемы, созданной Соединенными Штатами. Но кто и как позаботится о населении тех регионов, куда американские асы метали свои урановые бомбы во время агрессии против Сербии? Председатель Комиссии ЕС Романо Проди, понимая, что отдельные случаи белокровия солдат - это лишь начало раскрутки страшной трагедии, обратился к местным властям в Боснии и Сербии с просьбой произвести необходимые анализы и замеры окружающей среды для выяснения степени ее загрязненности. Так что не исключено, что Косово может оказаться неким вариантом Чернобыля. Во всяком случае руководитель бельгийской организации Группа исследований и информации о проблемах мира и безопасности Люк Маннай констатирует на основе имеющихся у него данных: "Гражданское население подвергнутых бомбардировкам районов ожидает самая настоящая гекатомба - результат урановых взрывов и последующей радиации. Больше всего пострадали районы Призрен, Лима, Урошевац".
Крупный специалист в этой области доктор Абрахам Бехар в беседе с корреспондентом "НГ" так объясняет суть убийственного воздействия на человека взрывов урановых бомб: "Образуются и рассеиваются на очень большом пространстве мельчайшие заостренные частицы этого металла, которые, попадая с дыханием в легкие, в силу своей тяжести остаются в них навсегда, а отсюда и последствия - рак, лейкемия... Красноречиво это иллюстрирует такой факт. В сентябре прошлого года на международном конгрессе в Париже медиков - специалистов по радиации профессор Азап Друаскович сообщил, что у всех обследованных им бывших военнослужащих США, участвовавших в войне против Ирака и теперь испытывающих недомогание, было обнаружено в организме значительное присутствие урана. И это - девять лет спустя..."
Елена Горелова
УРАН - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Обедненный уран на 40% менее радиоактивен, чем естественный. Первый содержит 99,3% более стабильного изотопа U238, второй - 99,8%. Обогащенный уран, получаемый из естественного в интересах атомной промышленности, содержит в основном U235.
Для оружейников ценность ОУ состоит в том, что его плотность почти вдвое больше, чем у свинца. Очень тяжелый обедненный уран считается идеальным материалом для изготовления сердечников бронебойных снарядов. Вся энергия выстрела концентрируется в урановом стержне небольшого сечения, который буквально пронизывает броню.
Используют ОУ и для защиты от снарядов. В состав бронезащиты танков М1А1 входят "бутерброды" - пакеты из стали, содержащие в себе пластины из обедненного урана.
Схемы использования ОУ в снарядах и броне не допускают открытых участков урана - сердечники покрыты тонкой стальной оболочкой, пластины закатаны в сталь толщиной в несколько дюймов. Поэтому специалисты утверждают, что при работе со снарядами и нахождении внутри танка нет никакой радиационной опасности для военнослужащих.
Однако при поражении цели снарядом формируются мелкие осколки урана, при горении до 70% сердечника может испаряться, выбрасывая в окружающую среду оксиды урана. Иначе говоря, образуются аэрозоли из смеси растворимых и нерастворимых соединений урана, до 35% которых остается на продолжительное время в воздухе и может попасть в организм человека при дыхании (остальные быстро осаждаются и большого вреда не приносят).
Поражающее воздействие ОУ обусловлено высокой токсичностью тяжелого металла, его химической активностью. Частицы урана проникают непосредственно вовнутрь тела при вдыхании урановых аэрозолей, при проглатывании урановой пыли, загрязнении открытых ран фрагментами урана, при прямом попадании осколков урановой брони. Конкретная величина химического и радиационного поражения организма зависит от ряда параметров, среди которых характер распределения фрагментов ОУ, размер частиц, растворимость соединений, количество вещества.
Американцами проведены обширные исследования по поводу токсичности ОУ. Ими было даже создано специальное управление, которое возглавил авторитетный гражданский чиновник Пентагона Бернард Росткер. Выявлены более 100 военнослужащих, подвергшихся действию ОУ, с 1993 г. осуществляется мониторинг состояния тридцати трех из них.
Медики Пентагона определили 15 человек, в организмах которых находятся фрагменты ОУ. С 1977 г. ведется постоянный контроль состояния их здоровья, причем его результаты сравниваются с контрольной группой. Обследуются даже младенцы, родившиеся в семьях пострадавших военнослужащих.
Изучалась ситуационная картина, и обследовались семеро оставшихся в живых после наиболее тяжелых инцидентов: попадание двух снарядов с ОУ в свой же танк "Абрамс", которое, правда, не привело к пробиванию пакета тяжелой брони с ОУ. В этом эпизоде максимальное радиационное воздействие было оценено в 20 бэр (бэр - единица для измерения эквивалентной дозы, позволяющей учесть биологическую эффективность излучения различных видов).
По действующему радиационному стандарту США для профессионалов, работающих с радиоактивными веществами, установлен предел в 5 бэр за год, что ведет к увеличению риска рака на 2,5-5%. Для сравнения: человек получит дозу 50 бэр, если будет держать голыми руками урановый пруток из снаряда 250 часов подряд.
Детальному обследованию подвергнуты около 600 военнослужащих, попавших под разные уровни воздействия ОУ в лагере Доха в 1991 г., когда взорвались три танка М1А1 "Абрамс" с боекомплектом и несколько сот снарядов, находившихся рядом. В ходе исследований рассматривалась схема попадания ОУ внутрь организма, вычислялись концентрации урана в различных внутренних органах и радиационное воздействие на них.
Выводы Пентагона сформулированы в докладе конгрессу США. Анализ этих текстов позволяет сделать заключение о том, что частицы ОУ, попавшие внутрь организма человека, вызывают радиационное и химическое поражение прежде всего почек и некоторых других органов, однако однозначных документальных фактов, подтверждающих между радиацией от ОУ и заболеваниями лейкемией не выявлено. В то же время Пентагон констатирует, что исследования этой проблемы будут продолжены. Примерно таких же, как и американские, оценок опасности урана придерживается и Всемирная организация здравоохранения.
Отметим и то, что вышеупомянутые результаты американских исследований использовались исключительно во внутренних целях - для улучшения программ защиты здоровья американского военного персонала, создания новых радиологических приборов для контроля радиации низкого уровня и т.д. Такая позиция Пентагона может стать уязвимым местом в ходе предстоящих обсуждений проблемы "балканского синдрома" в руководящих органах НАТО. Не исключено, что Вашингтону будет поставлено в вину то, что Пентагон пошел на применение боеприпасов с ОУ, гораздо лучше других осознавая все негативные последствия этого шага.
Отметим еще один момент: ураносодержащие боеприпасы разрабатывались в те времена, когда США готовились к тотальной войне с Советским Союзом с применением ядерного оружия. В таком конфликте воздействие обедненного урана на общее радиационное и химическое заражение местности можно было не принимать в расчет. Пришли новые времена, на первый план вышли конфликты низкой интенсивности, в которых, как выяснилось, экологическим ущербом уже нельзя пренебрегать.
Сергей Григорьев
АМЕРИКАНСКАЯ АРМИЯ - НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
ОТЯ сомнительная часть использования снарядов с обедненным ураном принадлежит США, подобные боеприпасы разрабатывались и производились и в других государствах. Так, по некоторым данным, выпуск снарядов с урановыми сердечниками налажен в Великобритании. Разрабатывалось такое оружие и французской фирмой "Жиат".
Информация о наличии боеприпасов с ураном в российских арсеналах противоречива. Официально их наличие не признается, но и не опровергается. По мнению ряда отечественных экспертов-оружейников, сама концепция урановых сердечников весьма сомнительна. Как сообщили корреспонденту "НВО" в Научно-исследовательском машиностроительном институте, где разрабатывают бронебойные снаряды для российских орудий, уран у нас не применялся. Для изготовления сердечников подкалиберных боеприпасов отечественные специалисты применяют карбид вольфрама или сплавы на основе этого металла.
В то же время иностранные источники, например, справочник "Джейн", сообщали, что некоторые модификации 125-мм подкалиберных снарядов 3БМ32 и 3БМ42, которыми вооружаются танки Т-72, Т-80 и Т-90, содержат обедненный уран.
В российской авиации снаряды с ураном не используются. Более того, по словам специалистов, существует государственный стандарт, запрещающий создание такого оружия. В то же время, по неофициальной информации, обедненный уран ранее использовался в боевых частях устаревших отечественных ракет класса "воздух-воздух", которые ныне сняты с вооружения российских ВВС.
Статистика использования боеприпасов с ОУ государствами НАТО
Кол-во боеприпасов, шт./масса ОУ
Снаряды PGU-14/B Снаряды XM829M1
для пушек GAU-8/A для пушек танков
штурмовиков A-10A M1A1 "Абрамс"
Ирак, Кувейт
1991 г. 78 3514/259 тонн 9552/50,55 тонны
Босния и Герцеговина
1994-1995 гг. Использовано 10 800 боеприпасов обоих типов
(танковые (танковые снаряды - в районе Тузлы, авиационные -
близ Сараево). Данных о массе нет.
Косово
1999 г. 31 000/около 10 тонн Не использовались