Похоже, что российское правительство поторопилось, не включив в бюджет 2001 года платежи по обслуживанию долгов перед Парижским клубом. Понадеявшись на очередной успех на переговорах о реструктуризации внешнего долга, власти могут оказаться перед угрозой секвестра бюджета, особенно на фоне падения мировых цен на нефть. Основной товар российского экспорта, возможно, уже через несколько месяцев будет стоить не 21 долл. за баррель (показатель, по которому рассчитан российский бюджет), а всего 12 долл. По крайней мере такой прогноз дает Министерство энергетики США. При таких обстоятельствах рассчитывать на дополнительные расходы не приходится. По данным самих кредиторов, Россия только по старым советским долгам должна заплатить в 2001 году 3,5 млрд. долл. Самым тяжелым месяцем должен был бы стать февраль - на него приходится 1,27 млрд. долл.
Получив в декабре предупреждение от Парижского клуба, содержащее простую мысль о том, что долги надо платить, российское правительство не утратило спокойствия и вступило в переписку с кредиторами. Едва затихли новогодние торжества, как наши западные кредиторы узнали не слишком приятную новость: Россия устами высокопоставленного представителя Минфина объявила, что не намерена в первом квартале 2001 года осуществлять платежи клубу, несмотря на то что договоренности об их реструктуризации пока нет. Пока клуб "задабривают" тем, что обещают аккуратно обслуживать собственно российскую часть долга. Бюджет выделяет на эти цели 1,24 млрд. долл. Кроме того, Россия погашает часть советского долга, по которой ранее были достигнуты отдельные договоренности. Как раз вчера Германии было переведено 10 млн. марок, еще 100 млн. в ближайшее время получит германское правительственное агентство Hermes.
Однако как добиться принципиального решения проблемы, пока не слишком ясно. Переговоры с МВФ о подписании программы сотрудничества с фондом постоянно затягиваются - приезд очередной миссии ожидается не раньше февраля. Алексей Кудрин уже получил от Михаила Касьянова замечание в связи с неблагоприятным для нашей страны ходом переговоров с МВФ. Между тем, не договорившись с Фондом, России трудно рассчитывать на урегулирование отношений с Парижским клубом.
Одно время казалось, что "палочкой-выручалочкой" для России может стать перевод ее долговых обязательств в акции предприятий. По крайней мере об этом способе любят поговорить высокопоставленные представители российской власти. Однако его перспективы весьма туманны. 15 января в Берлине состоится заседание российско-германской рабочей группы, на котором будет предпринята попытка разработать конкретный механизм конвертации долга в инвестиции. Российскую сторону представит заместитель министра финансов Сергей Колотухин. Впрочем, уже на первом этапе консультаций немцы сделали не слишком удобные для России предложения - отработать инвестиционную схему на долгах СССР перед бывшей ГДР. Причем 6,5 млрд. переводных рублей германская сторона предложила конвертировать в доллары по крайне невыгодному для нас курсу - 1 к 1. Впрочем, в любом случае речь может идти о пакетах акций небольших и достаточно ликвидных российских предприятий, работающих в сфере услуг, машиностроении или пищевой промышленности. Так что пропустить через "схему Шредера" всю сумму задолженности (только по отношению к Германии она превышает 20 млрд. долл.) явно не получится. По мнению вице-президента фонда "Реформы" и бывшего зампреда ЦБ Александра Хандруева, в большинстве стран, где применялась подобная схема, эффект был минимальным.
Определенные ожидания связывались с неофициальным визитом канцлера Германии Герхарда Шредера в Москву. Ведь именно Шредер выступил с инициативой погашения долга акциями российских предприятий. Провожая германского канцлера, Владимир Путин заявил, что Россия "в любом случае намерена и будет выполнять свои финансовые обязательства". Однако президент тут же фактически попросил мировое сообщество о поддержке, выразив надежду, что "никто не заинтересован в мире в том, чтобы поставить экономику России в ситуацию, когда она не в состоянии будет рассчитываться по международным обязательствам". Возможно, атмосфера переговоров со своим германским коллегой породила у Владимира Путинаподобную уверенность, однако тон комментариев мировых экспертов по долговой политике России довольно суров. Эксперты компании Merill Lynch убеждены, что, не сделав положенные в феврале выплаты, Россия окажется в состоянии фактического дефолта.
Редакционная статья "Financial Times" прямо рекомендует использовать ситуацию для оказания политического давления на Москву по таким чувствительным вопросам, как сокращение армии и вывод российских войск из стран СНГ (например, из Грузии).
Действительно, время для политического торга с Россией достаточно благоприятное. Основной аргумент российского правительства - бюджет 2001 года не предусматривает подобных платежей - прост и в то же время формален. Очевидно, что принципиальное решение пока не платить советские долги в Москве было принято еще на этапе разработки основных параметров бюджета. На фоне роста ВВП в 7,6% и положительного внешнеторгового сальдо в 60 млрд. долл. не выглядит странным, что Парижский клуб остается глух к попыткам российских финансовых чиновников доказать, что Россия не способна соблюдать первоначальный график погашения долга. Вчера стало известно о новом предупреждении за подписью руководителя секретариата клуба Жана-Пьера Жуайе на имя российского вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. От России ждут, что она будет обслуживать все категории своих обязательств, то есть не только по собственно российским, но и по старым советским долгам, которые и составляют основную сумму выплат Парижскому клубу. При этом учитывается "благоприятная экономическая ситуация" в России. То есть кредиторы как бы не хотят замечать серьезного ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей. Интересно, что российские представители пока слабо используют другой аргумент в пользу не только рассрочки, но и списания части российских долгов: кредиты, полученные Советским Союзом в годы перестройки, ушли на закупку оборудования западных же производителей, которые, кстати, не пошли впрок отечественной экономике. Кто больше выиграл в той ситуации - еще вопрос.
Висящее на нас постоянно растущее советское долговое бремя может стать для Запада довольно мощным инструментом управления экономическими процессами в России. Напомним, что в 2003 году России при самом неблагоприятном развитии событий придется заплатить 19 млрд. долл. Если верно, что мировое сообщество не заинтересовано в коллапсе в нашей стране из-за его непредсказуемых последствий, то не менее верно и отсутствие заинтересованности ведущих держав мира в становлении России в качестве равноправного конкурента. Пока положение нашей экономики было близко к катастрофическому, соглашения о реструктуризации долгов заключались достаточно регулярно. Однако сейчас, когда российская экономика начала вставать на ноги, кредиторы не упустят возможности добиться не только возврата своих денег, но и определенных политических дивидендов.