ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ работа Владимира Путина в новом году (веке, тысячелетии) началась вчера с поездки в Азербайджан. Основные переговоры, в частности, с президентом Гейдаром Алиевым вчера, по сути, закончены, на сегодня Владимиру Путину осталось выступить в парламенте, возложить венки и получить диплом почетного доктора Бакинского славянского университета. Переговоры с президентом Азербайджана шли в машине по дороге из аэропорта с глазу на глаз и наконец в расширенном составе, то есть в присутствии всех членов делегации.
Наиболее острый вопрос - о судьбе Габалинской радиолокационной станции - был переведен, по мнению участников переговоров, в режим "решения технологических вопросов", которые, очевидно, еще остаются. В течение дня не исключалось, что делегации разберутся с технологическими мелочами и президенты успеют подписать какое-либо соглашение. Представительная военная часть в сопровождающей Путина делегации вела интенсивные переговоры с коллегами. Однако Вилаят Гулиев, министр иностранных дел Азербайджана, заявлял вчера, что в Баку есть условия к статусу РЛС, которые должны быть учтены, а помощник российского президента по международным делам Сергей Приходко говорил примерно в то же время, что ситуацию драматизировать не надо и что Москву устроит такой статус РЛС, который устроит и азербайджанскую сторону.
Продвижение по этому вопросу так или иначе есть, как и "по принципам безопасности и сотрудничества на Кавказе" (так называется подписанная здесь бакинская декларация). Оценки ее российской и азербайджанской сторонами, видимо, еще предстоит дать.
Вчера в Баку президентами было подписано также соглашение по принципам сотрудничества на Каспии. Изначально Азербайджан выступал за секторальное деление Каспия: как дна, так и поверхности, в то время как Россия выступала за деления дна Каспия на сектора, а поверхность хотела бы оставить в общем пользовании, созданного для этого совета прикаспийских государств, куда войдут все пять стран, находящихся на море.
Гулиев считает подписанный документ более совершенным, чем аналогичный российско-казахстанский, - "шагом вперед" по сравнению с последним.
Азербайджанская сторона также отметила, что в обсуждавшемся здесь вопросе о карабахском урегулировании россияне старались не создавать впечатления, что поддерживают какую-то одну сторону. Равноудаление (или равноприближение) Москвы выражается сейчас формулой: Россию устроит тот вариант карабахского урегулирования, который устроит и Армению, и Азербайджан. Впрочем, на вопрос "НГ" Гулиев ответил, что визит Путина не внес каких-то новых подвижек по Карабаху.
В целом можно говорить о том, что существовавшую некоторое время назад паузу в политических и прочих контактах Москвы и Баку, особенно в вопросах экономических, обе стороны решили прервать. И президентский визит, который действительно можно назвать успешным, - лишь часть оживившегося в последнее время диалога Москва-Баку. Из сопровождавших Путина Игоря Сергеева, Игоря Иванова, Сергея Иванова, не говоря о Вагите Алекперове, все уже успели побеседовать с азербайджанскими коллегами в прошлом году.
Можно отметить, что все это происходит на фоне спада энтузиазма Турции по отношению к Азербайджану и сближения России с Ираном, у которого с Баку традиционно были натянутые отношения.
Баку