Урегулирование чеченского кризиса - едва ли не единственная проблема в российской политике, по которой трудно подвести хоть какие-то итоги уходящего года. Что касается военной части контртеррористической операции, то российское руководство утверждает, что основные цели в этом направлении достигнуты. Развернувшиеся сейчас споры о дальнейшей тактике федеральных сил, не беря во внимание продолжающиеся ежедневные нападения боевиков на российских военных, говорят о том, что это не совсем так. Власти страны утверждают также, что они выступают за политическое урегулирование чеченского кризиса, но в течение всего года ясности в вопрос о том, что они под этим подразумевают, так и не было внесено. И как результат всего этого - наступление нового года стало для Чечни не временем подведения итогов, а периодом напряженного ожидания неминуемых перемен.
В последние дни декабря стало окончательно ясно, что в ближайшее время президенту РФ Владимиру Путину предстоит нелегкий выбор при принятии решения о реформе управления республикой. Приближение этого момента почувствовали буквально все заинтересованные силы, которые открыто и ясно выступили со своими позициями. Не случайно на своей первой в новой должности пресс-конференции министр по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти в решении социально-экономических вопросов в Чеченской Республике Владимир Елагин выступил за скорейшее формирование в Чечне профессионального правительства. По его мнению, нынешняя система исполнительной власти в республике нелегитимна, а легитимен лишь глава администрации республики Ахмед Кадыров. Елагин сообщил о существовании проекта указа президента РФ о формировании правительства Чечни, причем преподнес эту информацию так, будто вопрос этот фактически уже решен.
Однако точно известно, что глава государства пока не определился со своим выбором. Об этом говорит и то, что сторонники различных точек зрения апеллируют к Владимиру Путину, выдавая свое мнение как позицию главы государства. Напомним, что днем раньше выступления Елагина лидер СПС Борис Немцов заявил, что глава государства "на 100%" разделяет его идею о введении в Чечне поста генерал-губернатора, обладающего широкими полномочиями. Как видно, предложения Елагина лежат совсем в другой плоскости. Более того, министр выступает против введения должности генерал-губернатора, считая, что при существовании сильного правительства он не нужен. Кабинет министров, по его мнению, должен заниматься только социально-экономическими вопросами, а деятельность силовых структур координирует военный комендант Чечни Иван Бабичев.
Ситуация усугубляется тем, что существует еще и третье мнение на этот счет. Ахмед Кадыров также выступает за создание правительства, но он намерен возглавить его лично. Глава администрации, как и все участники этой дискуссии, тоже пошел ва-банк и заявил, что правительство под его руководством начнет функционировать в первые же дни нового года. Елагин, в свою очередь, полагает, что у главы администрации нет опыта работы в исполнительной власти и будущий кабинет должен возглавить кто-то другой, правда, при согласовании с Кадыровым и представителем президента России в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым. Таким образом, Владимиру Путину придется конкретными действиями подкрепить свои слова о "едином центре власти в Чечне", которые он произнес в недавнем интервью ОРТ, РТР и "НГ". Впрочем, глава государства может и на этот раз промедлить, ведь разговоры о реформе управления Чечней идут уже три месяца.