НА СЛЕДУЮЩЕМ заседании Госсовета губернаторы и президент рассмотрят доклад Юрия Лужкова о реформировании вертикали власти. Вовлекая членов президиума Госсовета в дискуссию о сущности реформ, проводимых в стране, и даже отчасти (рекомендации по гимну) выполняя предложения некоторых губернаторов, Путин довольно ловко обезоруживает не совсем довольных лидеров региональных элит. Как показало заседание рабочей группы по подготовке предложений о системе органов госвласти и управления РФ под руководством Юрия Лужкова, губернаторов на самом деле вполне устраивает сложившаяся ситуация.
В группу, которая курирует реформу госструктур, входят еще президент Чувашии Николай Федоров, глава Мосгордумы Владимир Платонов, координатор-директор Института социальных систем МГУ Валерий Корецкий, а также думские депутаты и сотрудники кремлевской и правительственной администраций. Проводя на днях собрание под председательством московского мэра, члены группы пытались расставить ключевые акценты будущего доклада Юрия Лужкова Госсовету в феврале 2001 г.
Основной доклад представил вниманию собравшихся Валерий Корецкий, проанализировавший состояние исполнительной вертикали власти и ключевые проблемы, связанные с этим вопросом: структура правительства РФ, типы и виды органов исполнительной власти, положение в системе органов исполнительной власти управления делами президента, управления специальных программ, Счетной палаты, а также проблема единства органов исполнительной власти - от президента РФ до органов местного самоуправления. Причем особую озабоченность Корецкого вызывает правовой статус президентской администрации, поскольку она может вторгаться в "компетенцию и функции правительства" и даже "подменять" собой Белый дом. Поскольку Конституция 1993 г. не содержит положений, регламентирующих деятельность ведомства Александра Волошина, разработчики собираются предложить президенту узаконить положение администрации Федеральным конституционным законом "О президенте РФ". Тем более что явно нуждаются в уточнении положение и способы взаимодействия с другими органами госвласти Совета безопасности, а также семерых полпредов.
Кроме того, Корецкий полагает, что на президента возложена непомерная ответственность, а принятие такого закона помогло бы, по мнению экспертов группы, "расшифровать конституционную формулу обязанностей президента". Например, разработчики одобрительно оценили регулярные встречи Путина с политическими деятелями и представителями общественности, однако законодательной базы для принятия сбалансированных решений об отставке кабинета министров явно не хватает. И при всей невинности этого замечания трудно не понять, что оно навеяно грезами лидера "Отечества" о парламентской республике. Формально все предлагаемые группой реформы находятся в рамках существующего законодательства. Однако вряд ли случайным было включение в повестку заседания доклада одного из авторов Конституции 1993 г. Михаила Краснова. Он должен был указать на недостатки Основного закона и возможные способы их исправления.
Следующим этапом работы группы станет встреча Лужкова с Владимиром Путиным, которая состоится в самое ближайшее время, поскольку, как заявил Лужков, "знать мнение президента нам необходимо и полезно, чтобы президент был нашим союзником".