-ЕЛЕНА БОРИСОВНА, что побудило вас принять такое решение?
- Мои решения об уходе с постов председателя региональной партии "ЯБЛОКО" и координационного совета СПС связаны со следующими факторами. У России сегодня появилась реальная перспектива формирования эффективной государственной и прежде всего президентской власти. А демократическое государство в такой ситуации может оставаться таковым только при условии, что рядом с сильной президентской властью будут сильные парламентские партии. И совершенно очевидно, что сегодняшняя историческая ситуация в России диктует необходимость создания вместо партий, основывающихся на авторитете своих лидеров, новый тип партий - парламентские партии демократического типа, опирающиеся на авторитет граждан, на авторитет программы и реальные дела. Именно поэтому, когда в июне этого года лидеры "ЯБЛОКА" и СПС предложили пойти на объединение в единую политическую организацию, я не только поддержала эту идею, но и попыталась реализовать ее в Ярославле.
Состоявшаяся 23 декабря очередная дискуссия на эту тему с лидером "ЯБЛОКА" Григорием Явлинским показала, что мы принципиально расходимся относительно стратегии партийного строительства.
После этой дискуссии мне совершенно стало очевидно, что мое дальнейшее пребывание на посту председателя ярославской партии "ЯБЛОКО" и на посту председателя координационного совета ярославского СПС ставит под удар и судьбу партии "ЯБЛОКО", и судьбу объединения. Потому что невольно в это идейное противостояние с Григорием Алексеевичем втягивается и ярославская партия "ЯБЛОКО", и СПС, и судьба объединения. Для того чтобы никого не подставлять и одновременно не отказываться от попыток создания объединенной организации, я приняла решение уйти с этих постов. Но я буду продолжать отстаивать идею объединения, являясь депутатом Госдумы РФ именно фракции "ЯБЛОКО", поскольку в Госдуму РФ я избрана в декабре 1999 года как депутат от партии "ЯБЛОКО", а значит, имею моральное право и обязана работать в этой фракции. Это решение позволяет мне, не подставляя ни ярославскую партию "ЯБЛОКО", ни судьбу объединения, в то же время иметь достаточную политическую самостоятельность, чтобы отстаивать идею объединения. С кем пойду дальше? С теми, кто точно так же, как и я, разделяет необходимость создания в России объединенной демократической партии, за которой бы стояли реальные дела и реальное доверие со стороны граждан. Я считаю, что такая партия в России возможна, если она будет иметь сильную программу и каждый вступающий в нее будет иметь возможность с ней знакомиться, если эта партия будет достаточно численной. Я считаю, что партию нужно выстраивать применительно к избирательным участкам, а это значит, что в России ее численность должна быть не менее 90 тысяч человек. Ни каких других ресурсов в России у демократов нет. Ресурс - только сами граждане и реальные дела. Вместе с СПС мы это можем сделать. По отдельности - я не верю.
- Как Григорий Явлинский отреагировал на ваши действия? Уходите ли вы из партии "ЯБЛОКО"?
- Никаких возражений против того, что я слагаю полномочия председателя региональной партии "ЯБЛОКО" и председателя координационного совета ярославского отделения СПС, он не высказал. Напротив, насколько я поняла из нашего разговора, он удовлетворен такого рода решением. Но я его сразу предупредила, что я остаюсь несогласной с его взглядами. И я продолжаю дальше действовать исходя из последовательного отстаивания идеи объединения. Это означает, что я оставляю за собой право на самостоятельные решения и действия вопреки решению центрального руководства "ЯБЛОКА".
Что касается членства в объединении, то пока я не намерена подтверждать свою регистрацию в "ЯБЛОКЕ" как член объединения. Но если "ЯБЛОКО" изменит свое отношение к партийному строительству и пойдет на объединение (а я все-таки надеюсь, что не только лидер федерального "ЯБЛОКА" будет определять стратегию партийного строительства, но и партия тоже), тогда, естественно, я буду с "ЯБЛОКОМ".
- У вас есть сторонники в федеральном руководстве "ЯБЛОКА"?
- Парадокс нынешнего состояния партии "ЯБЛОКО" заключается в том, что достаточно большое число людей в "ЯБЛОКЕ" солидарны с моим видением партийного строительства. И этот парадокс еще более убедил меня, что надо подниматься над тем состоянием партии, в котором она оказалась. Но они, к сожалению, не всегда решаются об этом говорить публично и действовать публично. Тех, кто публично решился поддержать меня, почти нет - только городская Новокузнецкая организация "ЯБЛОКА".
- Были ли прецеденты во фракции "ЯБЛОКО", что кого-то из-за разногласий из нее исключали? Не исключаете ли вы такого варианта развития событий для себя?
- Не могу вам сказать. По-моему, прецеденты были, но точно я не знаю. Я не особо уделяла этому внимания, потому что у нас сложилось общее мнение, что исключение вроде как не наш принцип. Будет исключение, значит, будет исключение. Во всяком случае, это вторичный момент.
- Ярославская партия "ЯБЛОКО" на уровне актива и рядовых членов поддерживает ваши идеи?
- Большинство членов ярославского "ЯБЛОКА" на 9-й конференции, где мы принимали обращение к ЦС "ЯБЛОКА" с предложением о созыве внеочередного съезда и разворачивании внутрипартийной дискуссии о самороспуске объединения, проголосовали "за", только два человека воздержались. Опрос, который был проведен 23 декабря перед дискуссией с участием Григория Явлинского, показал, что число сторонников уже несколько уменьшилось. 53% ярославских "яблочников" высказались за мой вариант, 17% чисто за "ЯБЛОКО" и 30% за коалицию. Это, на мой взгляд, отражает ситуацию в "ЯБЛОКЕ".
Ярославль