ВЧЕРА в Екатерининском зале Кремля для подведения предварительных итогов развития государства в уходящем году и постановки новых задач впервые собрались все ключевые представители обновленной вертикали власти - от президента и руководства его администрации до полномочных представителей с их первыми заместителями, федеральными инспекторами.
Перед началом заседания в зале повисла напряженная тишина - не было ни обычных для губернаторских встреч громких приветствий с объятиями и поцелуями, ни оживленных разговоров по трое-четверо, ни обсуждения отделанного золотом интерьера. Собравшиеся за круглым столом чиновники лишь изредка позволяли себе перебрасываться парой слов, как это делали глава президентской администрации Александр Волошин и его заместитель Владислав Сурков. Сидевший рядом Дмитрий Козак предпочел сосредоточиться на работе с бумагами.
Как и ожидалось, Владимир Путин не стал давать адресных оценок деятельности полномочных представителей. По его словам, "институт полпредов состоялся", и, хотя в их деятельности существуют некоторые недостатки, важнее правильно расставить приоритеты на ближайшую перспективу.
Подводя итоги деятельности полпредов, президент заявил, что ждет от них как информации о текущих проблемах, так и предложений по их разрешению. В то же время Путин ясно дал понять, что вопрос о том, "насколько оправданны различия в избранной по округам тактике действий", - отнюдь не риторический, а ключевые приоритеты будут определять не полпреды, а Кремль. Кроме того, глава государства напомнил своим представителям, какие именно функции возложены на них указом президента. По мнению Путина, полпредам необходимо запомнить, во-первых, что федеральные округа - это не новые административно-территориальные единицы и тем более не субъекты Федерации, и попытки создавать в них "окружные правительства" поощряться не будут. Во-вторых, представители президента обязаны не управлять федеральными органами на местах, в том числе и силовыми, а координировать их деятельность.
Первым же в числе приоритетов, поставленных перед полпредами президентом на следующий год, по-прежнему остается "правовая инвентаризация". По образному выражению главы государства, власть только еще "разгребла основные завалы". Полпредам же еще предстоит поработать над тем, чтобы региональные власти сами исправляли несоответствующие федеральному законодательству нормы, а также содействовать повышению профессионального уровня и независимости судей. По словам президента, суды должны стать неотъемлемой частью правового механизма согласования интересов между Центром и регионами. Заявив о том, что в ряде случаев, в основном из-за "правовой несостыковки", суды объективно расширяют зоны законодательного несоответствия, Путин дал понять, что ожидает от третьей власти большего.
Говоря о законодательном обеспечении начатых реформ, Владимир Путин заметил, что Конституция предоставляет достаточно возможностей для согласованного взаимодействия между уровнями власти. А один из главных источников проблемы децентрализации заключается в пренебрежении действующим законодательством.
Другой важной проблемой, которой полпредам предстоит заняться в следующем году, является разграничение полномочий между Центром и регионами. Как утверждают в администрации президента, в идеале число вопросов, относящихся к сфере совместного ведения, должно сократиться до минимума. Что же касается практики договорных отношений, то она должна постепенно становиться все более формальной благодаря закреплению разделения полномочий в законодательном порядке.
Но до практической реализации этих вопросов пока еще довольно далеко. Прежде всего должна быть создана соответствующая теоретическая база. А этим вопросом занимается Госсовет. Сегодня на заседании его президиума предполагается заслушать доклад президента Татарстана Минтимера Шаймиева, название которого звучит следующим образом: "Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти".
Вообще сегодняшнее заседание президиума Госсовета вполне можно считать если не точкой отсчета конституционной реформы, то по крайней мере началом пересмотра отношений между Центром и регионами. До недавнего времени в рейтинге текущих политических задач тема разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации занимала далеко не первое место, явно уступая и реформе федеральной власти, и приведению региональных законодательств в соответствие с федеральным. Впервые о разведении компетенции федеральные чиновники попытались заговорить в начале осени. Причем тогда этот вопрос увязывался чуть ли не с отменой практики договорных отношений между Центром и регионами, что, естественно, встретило выразительное недовольство на местах. Теперь же проблема разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации, которую предполагается вынести на следующее февральское заседание Госсовета, будет решаться при непосредственном участии региональных лидеров.