Государственная Дума вчера наконец-то смогла послушать в очном порядке министра путей сообщения Николая Аксененко, который делал доклад о концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта и мерах социальной защиты работников и ветеранов отрасли. Напомним, что ранее нижняя палата неоднократно направляла г-ну Аксененко приглашения прийти для разговора с депутатами, но тот постоянно под различными предлогами отказывался. Однако теперь, когда правительство РФ в начале ноября одобрило основные принципы реструктуризации МПС, ее начальник смог появиться на Охотном Ряду без больших опасений по поводу того, что на острые депутатские вопросы ответить ему будет нечего.
Николай Аксененко построил свою речь в весьма лаконичной манере, не особо утруждая себя и депутатов излишними подробностями, он фактически заявил им о том, что в его отрасли все хорошо: проблемы, конечно, существуют, но все они благополучно решаются. Интересно, что даже по проблеме реформирования железных дорог, по которой в обществе имеются совершенно противоположные подходы, глава МПС высказался как бы между делом. Он сообщил, что правительство уже согласилось с тем, чтобы для эффективного разделения функций государственного и хозяйственного управления была взята такая организационно-правовая форма, как государственно-акционерная компания, сто процентов акций которой принадлежали бы государству и ни в коем случае не могли быть в какой-либо форме отчуждены.
Господин Аксененко подчеркнул, что в настоящее время на основе утвержденных Кабинетом министров принципов реформирования железных дорог готовятся конкретные программы. Про одну из них - по обновлению подвижного состава - министр сказал, что для ее успешного осуществления ежегодные инвестиции составят 59 миллиардов рублей, причем делаться эти весьма крупные вложения будут, если верить словам докладчика, в основном за счет собственных средств МПС. Тех же думцев, которые попытались испортить нарисованную руководителем последнего благостную картину, Николай Аксененко пригласил к себе для беседы в рабочей обстановке, после чего его на думской трибуне сменил министр налогов и сборов Геннадий Букаев. Тема его доклада была такой: о мерах по увеличению налогооблагаемой базы и собираемости налогов с нефтяных компаний, использующих при расчетах с дочерними добывающими компаниями внутренние цены на нефть и нефтепродукты, существенно отличающиеся от рыночных цен, и практике применения к этим компаниям положения статьи 40 части первой Налогового кодекса.
Впрочем, ничего особо многообещающего министр депутатам не сказал, более того, он дал им понять, что именно они во многом виноваты в существовании тех лазеек в налоговом законодательстве, которыми пользуются, в частности, российские нефтяные фирмы. Господинн Букаев изложил те изменения, которые необходимо внести в различные законы для того, чтобы налогооблагаемая база в нефтяной сфере существенно выросла. Стоит отметить, что особо много вопросов к главному налоговику у законодателей не возникло, очевидно, потому, что многие из тех лазеек, о которых он им говорил, образовались совсем не случайно при обсуждении Налогового кодекса на Охотном Ряду.
Ратифицировав солидным большинством голосов Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом и еще одно межправительственное российско-американское соглашение, связанное с запусками иностранных спутников с ряда космодромов РФ, Государственная Дума рассмотрела и несколько законопроектов, которые уже давно лежат в ее запасниках и которые, видимо, было неловко оставлять в прежнем виде еще почти на месяц - на время парламентских каникул. Часть из документов была нижней палатой одобрена, однако другая - отклонена. На этот раз не повезло двум проектам, подготовленным в думском комитете по экономической политике и касающимся проблемы инвестиций в российскую экономику, в том числе и иностранных. В одном из законопроектов предлагалось установить понятие концессии, а в другом - утвердить список отраслей, в которых инвестиции из-за рубежа или запрещены, или ограничены. Однако заместитель министра экономики Иван Матеров с думской трибуны очень определенно дал понять всем тем фракциям, которые к мнению правительства прислушиваются, что такие законы пока не нужны.
Зато без особых проблем были приняты такие проекты законов, которые увеличивали в два раза разнообразные ставки, применяемые для налогообложения игорного бизнеса, или передавали правительству полномочия самостоятельно переносить выходные дни в случае их совпадения с праздничными. А вот такой законопроект, который вводит в действие главу 17 (земельные отношения) Гражданского кодекса, вчера даже не был поставлен в повестку дня, хотя фракция СПС предприняла для этого весьма серьезные усилия - кстати говоря, вместе с соответствующими подразделениями кремлевской администрации.
Напомним, что в прошедшую среду данный документ был нижней палатой провален благодаря подавляющему отрицательному голосованию в рядах группы "Народный депутат". Произошло это даже несмотря на согласие его инициаторов с тем, что для сельскохозяйственных земель свободного оборота быть не должно, на что и была направлена поправка депутата Геннадия Кулика (фракция ОВР). По некоторым достоверным сведениям, "работа" кремлевских кураторов с подведомственными им фракциями началась еще со среды, так что на вчерашний день их прогнозы были чрезвычайно оптимистичны - расчет делался на большинство в размере трехсот голосов. Однако если переубедить или заставить ранее сомневавшихся депутатов и оказалось возможным, то надавить на председателя Думы Геннадия Селезнева, очевидно, не получилось. Он отказался возвращать внимание законодателей к проваленному в первом чтении законопроекту, а на своей пресс-конференции по итогам первой сессии третьей Государственной Думы заявил о том, что противоречие по земельному вопросу - это одно из главных противоречий из всех существующих в нижней палате, но главное, что оно совершенно непреодолимое.
Господин Селезнев в конце вчерашнего заседания произнес итоговую речь, в которой он отметил все достижения и недостатки руководимого им учреждения, а также обозначил планы на будущее - весеннюю сессию нижней палаты, по традиции начинающуюся глубокой зимой. Он намекнул на возможность того, что в следующем году отдельные думские комитеты могут свое ныне бездельное существование прекратить, и, кроме того, воздал должное роли президента Владимира Путина, которого он назвал своего рода третейским судьей, всегда готового встретиться с законодателями, послушать их противоречивые мнения и советы и самому рекомендовать им что-то полезное. Кстати говоря, очередная встреча думского руководства с главой государства намечена на вечер вторника. Посвящена она будет проекту закона о политических партиях, который подготовлен Центризбиркомом, но на Охотный Ряд будет вноситься президентом. Закончилась же осенняя сессии исполнением российского гимна на музыку Михаила Глинки, на которую не отреагировал должным образом только один депутат - коммунист Василий Шандыбин, оставшийся сидеть на своем месте как ни в чем не бывало.