Людмила Романова
ВЧЕРАШНЯЯ встреча российских предпринимателей с Владимиром Путиным получилась не совсем такой, какой ее хотели видеть представители бизнеса, изначально выступившие ее инициаторами. Поводом к этому во многом послужили события вокруг главы "Медиа-МОСТа" Владимира Гусинского. Однако почти сразу же стало понятно, что успокаивать напуганных олигархов власть не намерена. И, чтобы пообщаться с Путиным, российским бизнесменам пришлось присоединиться к деловой делегации, сопровождающей президента Украины Леонида Кучму, который прибыл в Москву для обсуждения газовых взаимоотношений Москвы и Киева. Тогда же стало понятно, что тема беседы будет не столько политической, сколько экономической.
Даже после этого предприниматели не оставляли надежды побеседовать с Путиным о правилах игры для бизнеса вообще и для Гусинского в частности. Готовясь к этому разговору, члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) даже встречались с генеральным прокурором Владимиром Устиновым, посвятившим их в подробности своего отношения к медиамагнату. А глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс даже пообещал, что при встрече с Путиным он постарается предостеречь президента от очередных политических ошибок. Однако сдержать свое слово Чубайс, по всей видимости, не решился. По крайней мере публично.
В центре же вчерашней встречи президентов России и Украины с деловыми кругами двух стран, как и ожидалось, оказался вопрос о газовом сотрудничестве. Путин пообещал, что соглашения на эту тему в развитие договоренностей, достигнутых в ходе недавнего саммита в Минске, будут подписаны до конца года, а может быть, и в ближайшие дни. Напомним, что тогда речь шла об условиях реструктуризации газовых долгов Украины, а также о возможности предоставления ей технических кредитов (в газовом выражении от 5 до 7 млрд. кубомеров) до 10 лет.
По словам российского президента, сам факт минских договоренностей "кардинально изменил как двусторонние отношения, так и отношения европейских партнеров к нашим странам". Кучма же, в свою очередь, напомнил, что транзит российского газа через украинскую систему можно значительно увеличить без серьезных капиталовложений. По его словам, с мая этого года Киев начал вести себя цивилизованно, в том смысле, что перестал воровать не ему предназначенное голубое топливо.
Собственно, десятилетнего срока, о котором шла речь в Минске, России вполне могло бы хватить для того, чтобы попытаться развить сеть альтернативных трубопроводных систем, не связанных с украинским направлением. Тем более что отказываться от подобных планов Москва пока не собирается. Это, кстати, косвенно подтвердил вчера и Владимир Путин, по словам которого поиск Россией новых трубопроводных систем не означает, что украинская система не будет использоваться. А представители "Газпрома" давно уже поставили перед собой цель в перспективе сократить экспортные поставки газа через территорию Украины с почти 90 до 30%.
Впрочем, вчера об альтернативных трубопроводах и сокращении прокачиваемых через Украину объемов газа предпочитали говорить как можно меньше. Напротив, Владимир Путин сделал Киеву серьезный, хотя, вероятно, и чисто политический аванс, заявив о том, что Россия и Украина будут совместно выходить на газовые рынки третьих стран. Более того, по словам российского президента, в газовых отношениях Москвы и Киева речь идет не только о реконструкции украинской транспортной системы, но и о расширении ее возможностей. И хотя в российских газовых кругах к последнему заявлению пока относятся с известной долей скепсиса, в политическом смысле оно может дать немало. А поддержка украинского президента в сложной для него ситуации в перспективе может обернуться и какими-то экономическими дивидендами.
Святослав Тимченко
Вчера Петербург принимал у себя сразу двух президентов: России и Украины - Владимира Путина и Леонида Кучму. В северную столицу они прибыли сразу по двум поводам: открытие Севеверо-Западной ТЭЦ и памятника великому кобзарю Тарасу Шевченко, подаренного городу канадским скульптором Лео Молом. В среду скульптура была водружена на постамент в недавно благоустроенном сквере у метро "Петроградская", между Малым проспектом Петроградской стороны и Левашовской улицей.
Почему именно этот чудесный уголок выбран под установку памятника? Дело в том, что на Каменноостровском проспекте в первые годы советской власти был сооружен памятник Тарасу Шевченко, но, как тогда было принято, временный - из гипса, покрашенного краской. Очень скоро он пришел в негодность и был снесен. Во второй раз история вернулась к памятнику в 1993 г., когда президиум Градостроительного совета одобрил макет монумента Лео Мола и автор заказал в мюнхенской мастерской художественного литья трехметровую бронзовую скульптуру, а затем подарил ее Санкт-Петербургу.
Несколько лет решался вопрос о месте установки памятника. Когда оно было выбрано - в сквере у метро "Петроградская" - на средства фонда "Памятник Шевченко" был заложен фундамент и состоялось его торжественное освящение в присутствии дарителя.
Работать над образом своего земляка 84-летний канадский скульптор украинского происхождения начал в студенческие годы. Выполненные им скульптуры Тараса Шевченко установлены в Вашингтоне, Буэнос-Айресе и других городах мира. На русскую тему им созданы композиции святых Владимира и Ольги в Лондоне, скульптурные портреты Александра Бородина и Петра Ильича Чайковского в Санкт-Петербурге.
Лео Мол - один из крупнейших скульпторов мира, член Королевской академии наук Канады, член-корреспондент Национального объединения скульпторов Америки, член Мюнхенского товарищества художников, награжден высшим знаком отличия Канады - орденом Кеннеди. Он является выдающимся мастером скульптурного портрета. Им созданы образы Уинстона Черчилля, Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, папы Иоанна XXIII, папы Павла VI. В 1992 г. в Канаде открылся "Скульптурный парк Лео Мола", где собраны многие его скульптуры, витражи.
Малые скульптурные формы работы Лео Мола представлены в художественных музеях и галереях Европы, Америки, в частных коллекциях США, Канады, Англии, Германии, Италии, Нидерландов.
Почему столь настойчивым было стремление скульптора увековечить память Тараса Шевченко в Петербурге? Творчество Шевченко одинаково дорого и русским, и украинцам. В 1838 г. он, крепостной юноша, был выкуплен у помещика и определен в Петербургскую академию художеств. За участие в Кирилло-Мефодиевском обществе арестован в 1847 году и отдан в солдаты в Орскую крепость. В 1858 г. Шевченко вернулся в Петербург. Он был близко знаком с Николаем Чернышевским, Николаем Добролюбовым.
Санкт-Петербург