ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, которое заставило меня взяться за написание статьи, - это обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации проектов законов о государственной символике. Нет сомнений, тема нужная, чрезвычайно важная. В целом я разделяю достаточно разумную, взвешенную позицию, занятую в конце концов моими коллегами по данному вопросу. Однако, ни в коей мере не умаляя значения этой темы, хотел бы обратить внимание на другую грань проблемы, практически не затронутую в дискуссии.
А готовы ли мы к полноценному восприятию государственных символов? Все ли сделано из того, что должно было бы предшествовать утверждению этих высоких символов?
На мой взгляд, в этом вопросе нельзя не согласиться с Александром Исаевичем Солженицыным: для народа есть более насущные, более злободневные вопросы. Но что сделано, то сделано! И сейчас надо подумать о дополнительных мерах в упрочении государственных символов России.
Во-первых, необходимо ясно осознавать, что в полной мере понять и принять государственные символы, осознать их величие и значимость, самоотверженно и свято блюсти их способен лишь полноценный во всех смыслах этого слова гражданин! Много ли сегодня у нас таких граждан? Я сомневаюсь. Чтобы убедиться в этом, вряд ли есть необходимость обращаться за примерами ко всем слоям населения. Остановимся лишь на так называемом "цвете нации", нашей элите.
Увы, сегодня российская элита в значительной своей части явно не выполняет своих основополагающих функций. Она оказалась внутренне несостоятельной, расколотой, окончательно утратила понимание исторического процесса, жажду преобразования в интересах своей страны, своего народа, чувство порядочности, справедливости, стремление работать на Россию. Наша элита во многом перестает быть таковой, растворяется в мелких, ничтожных, групповых, клановых интересах, не имеющих ничего общего с проблемами возвышения России, возвращения ей экономической и духовной мощи, державного величия. В таком состоянии ситуации российская элита во все большей степени превращается в объект управления и манипуляций извне.
Во-вторых, задача видится в том, чтобы мобилизационный проект, фактически предложенный президентом Владимиром Путиным, предназначался для миллионов, чтобы возрождение России становилось собственным делом каждого ее гражданина.
В этой связи необходимо отметить, что в недрах Государственной Думы РФ существует законопроект "Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство", который, по моему мнению, способен стать первым реальным шагом в решении этих задач. Инициированный депутатом Иосифом Кобзоном, этот законопроект официально внесен в Государственную Думу. Он успешно прошел первое чтение. Однако дальнейшее его прохождение почему-то застопорилось.
Выделю несколько моментов, которые делают для меня сегодня этот законопроект высшим приоритетом.
1. Главный смысл и назначение нового закона - раскрыть огромный державный смысл, созидательный потенциал категорий "честь и достоинство гражданина России", кардинально переломить пренебрежительное, зачастую бесстрастно-равнодушное отношение государства к чести и достоинству своих граждан и в то же время помочь каждому гражданину осознать величие и значимость звания гражданина России.
2. В проекте закона впервые в отечественной законодательной практике сформулированы основные направления государственной политики в области утверждения и защиты чести, достоинства, репутации и доброго имени гражданина.
3. Никогда в России честь и достоинство гражданина не подвергались такой массированной, разрушительной, разлагающей атаке. Именно злая, эгоистическая воля, преследующая своекорыстные личные, групповые или клановые интересы, лежит в конечном итоге в основе многих бед и несчастий, обрушившихся на нашу страну.
Сегодня для многих наступает момент внутреннего прозрения: что-то надо менять, и прежде всего - в нас самих. И государство не может оставаться в стороне от этой работы, равнодушно и бесстрастно взирать, как разрушаются устои народной жизни, размываются нравственные ценности. Государственная политика на этом направлении должна эффективно защищать честь и достоинство гражданина от любых нарушений и посягательств.
4. В проекте закона ликвидируется пробел правового статуса гражданина России по отношению к своему Отечеству. Предлагается следующая формула: "Делом чести гражданина является добросовестное служение своему Отечеству, всемерное содействие упрочению целостности и единства Российской Федерации, ее экономической и оборонной мощи, возрождению ее державного величия, сохранению и развитию культурного и духовного потенциала России, ее традиций. С честью и достоинством реализовать свои права, исполнять свои гражданские обязанности - священный долг каждого гражданина перед своим Отечеством".
Место и роль категории "служение Отечеству" в формировании жизненной позиции гражданина трудно переоценить. Как говорил русский философ Иван Ильин, "ощущать себя частью целого (народа, государства, человечества) и находить удовлетворение личных потребностей и интересов в разрешении соответствующих проблем применительно к целому и есть показатель истинной культуры гражданина, отличительная особенность творца-созидателя".
5. Проект закона впервые напрямую увязывает честь и достоинство гражданина с достойной жизнью, обеспечение которой всецело - забота и обязанность Российской Федерации как социального, правового демократического государства.
Конечно, многое упирается в реальные возможности государства. Но в то же время не следует и преуменьшать возможности потенциально самого богатого государства мира. В проекте закона в той связи формулируется, что при надлежащей заботе государства о здоровье людей, об условиях и соразмерной оплате труда, государственной поддержке семьи, создании условий для всестороннего духовного и физического развития каждой личности, гарантий социальной защиты отдельных категорий граждан честь и достоинство гражданина Российской Федерации упрочиваются.
В проекте закрепляется обязанность правительства РФ создать Федеральную целевую программу обеспечения достойной жизни граждан Российской Федерации, защиты их чести и достоинства и принимать конкретные меры по реализации этой программы. Предусматривается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы обеспечения достойной жизни граждан Российской Федерации, защиты их чести и достоинства.
Кроме того, в проекте закона содержится положение, обязывающее президента РФ в своем обращении к Федеральному собранию Российской Федерации с ежегодным посланием предусматривать раздел, посвященный обеспечению достойной жизни граждан Российской Федерации, защите их чести и достоинства.
Правительству Российской Федерации предписывается ежеквартально публиковать доклад о принятых мерах по реализации политики Российской Федерации как социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Убежден, ключевая задача сегодня - духовно-нравственное возвышение понятия "гражданина России". Скорейшее принятие Закона "Об обеспечении прав гражданина Российской Федерации на честь и достоинство" реально положит начало этому процессу.