"Есть такая партия!" - Сергей Станкевич уверен, что "ДемРоссия" способна ответить на вызовы российской действительности.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сегодня "Союз правых сил" проводит расширенное заседание Координационного совета, где планируется подытожить деятельность коалиции за прошедший год после выборов. В заседании примут участие сопредседатели Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Борис Немцов, Ирина Хакамада, председатель исполкома Борис Минц, а также депутаты СПС в Госдуме и члены региональных отделений. Зачитывать основной доклад, посвященный анализу прошедшего политического года, целей и задач, стоящих перед движением, будет Егор Гайдар, подтверждая тем самым свои претензии на роль ведущего идеолога. Борис Немцов как руководитель парламентской фракции будет говорить о роли "правых" в нижней палате парламента. Как ожидается, Ирина Хакамада сообщит о ходе работы по интеграции СПС и "ЯБЛОКА". Перед этим публичным мероприятием сопредседатели провели в воскресенье закрытое рабочее совещание, посвященное согласованию позиций. Дело в том, что на заседании Координационного совета будет обсуждаться вопрос о преобразовании СПС в партию на основе индивидуального членства в ближайшие полгода. Как известно, вокруг проблемы самороспуска девяти входящих в коалицию партий и движений развернулась бурная дискуссия. Если "Демократический выбор России" поддерживает эту концепцию партстроительства, то движение "Новая сила", возглавляемое Сергеем Кириенко (он временно приостановил свое членство), хотело бы одновременно сохранить свои подразделения в регионах. В то же время секретарь КС Виктор Некрутенко полагает, что сегодня решение о преобразовании СПС в партию будет просто "официально закреплено", а конкретные этапы партстроительства будут обсуждать в январе. Руководство СПС также намерено вынести ряд резолюций по Чечне, административной и военной реформах, госсимволике, коалиции с "ЯБЛОКОМ" и ходу избирательной кампании в регионах.
Свои претензии на роль объединителя демократов высказала и "ДемРоссия". В прошедшие выходные в одном из подмосковных пансионатов состоялась конференция, на которой была сделана попытка вернуть к жизни партию "Демократическая Россия". На конференцию съехались 136 делегатов из 46 регионов страны. Новым лидером партии - председателем Федерального совета (состоящего из 8 человек) - тайным голосованием избран один из старейших ее членов Сергей Станкевич.
"ДемРоссия" сформировалась на основе того движения, которое на рубеже 80-90-х годов опрокинуло тоталитарную систему в СССР. За 10 лет это движение претерпело множество трансформаций, и, в частности, из него вышла одноименная партия. Основной период ее деятельности связан с именем Галины Старовойтовой. После ее гибели партия формально сохраняется в составе СПС, однако насчитывает всего 2000 зарегистрированных членов, включая одного депутата в Госдуме - Юлия Рыбакова, который возглавлял ее до прошедшего форума. Месяц назад он призвал соратников к самороспуску.
Однако среди ее членов нашлись те, кто намерен отыскать для партии место в современном партийно-политическом спектре, несмотря на трудности, которые испытывает сегодня все партстроительство России.
Приехавший из Польши председатель общественного совета "демороссов" Сергей Станкевич объяснил, что партию следует восстановить, для того чтобы "вернуть демократическому движению России демократический электорат", который растеряли за последние годы. По "предварительным" оценкам Станкевича, такой электорат может насчитывать до половины граждан России - "эти люди живы". Как их будут реанимировать в качестве сторонников демократического движения - пока неясно. В настоящее время специальные группы проводят на этот счет социологические исследования в Москве и Санкт-Петербурге. Формально же партия сохраняет весьма разветвленную "географию" - ее отделения зарегистрированы в 67 регионах России.
Но дело не только в географии. По мнению Станкевича, партия сможет переиграть своих партнеров по СПС (куда она входит) "благодаря серьезным демократическим традициям, которые будут конвертированы в новую демократическую идею". Сергей Борисович верит, что население все еще способно отличить "демократическую идею, которая делает упор на духовные ценности и гражданские права", от "либеральной, которую предлагает СПС и которая ставит во главу угла экономические свободы". Вероятно, новый лидер имеет в виду, что именно радикальный либерализм оказался для народа разорительным, в то время как "духовная свобода" и борьба за свои права исторически присущи российской политической культуре и не поддаются искоренению нуждой.
По-видимому, ставкой на духовное начало объясняется и то, что Станкевич апеллирует к символам минувшего десятилетия. Под партийные знамена избирателя способна привести, как он считает, "память о том, что под флагом "ДемРоссии" Борис Ельцин выиграл первые свободные президентские выборы в стране". На форуме было также решено оставить патриотическую песню Глинки, которая вот-вот перестанет быть гимном государственным, в качестве гимна партии. И наоборот - от атрибутов ельцинского десятилетия, которые вызывают негативную реакцию в сознании избирателя, Станкевич пообещал освободиться. Таковыми, по его мнению, являются "оглушающий пиар, грязные избирательные технологии и потребительское отношение к электорату, о котором все партии забывают на второй день после выборов". Станкевич же пообещал об электорате заботиться - одним из программных пунктов названа "активная просветительская работа". Уже в следующем году прикладные политические программы стартуют в Санкт-Петербурге и ряде других регионов.
То ли Станкевич, проживая последние пять лет в Польше, не совсем ясно представляет себе нужды и предпочтения нынешнего российского избирателя (о чем есть немало социологических опросов). То ли его как профессионального историка прельщают эпизоды российской истории, связанные с тем, что вождь российского пролетариата руководил, в том числе из Польши, с помощью "писем издалека". Но он вполне уверен в успехе мероприятия, равно как и в том, что сможет его обеспечить, "проживая и в России, и в Польше". Более того, в век Интернета и других современных коммуникаций "далека", собственно, и не существует, а "понятие границ становится условным" - настаивает Станкевич.