Вопрос о реструктуризации РАО "ЕЭС России" уже давно перебрался из плоскости споров специалистов-энергетиков в сферу политических дебатов и подковерных игр лоббистских групп. Глава компании - Анатолий Чубайс - даже прибег к крайне, как оказалось, эффективному ходу. Инициатива по продвижению реформ в РАО, ранее исходившая от менеджмента компании, была технично переложена на плечи отечественного кабинета министров.
Чубайс мало чем рисковал. С одной стороны, он вполне мог рассчитывать на лояльность самого правительства - наиболее важные в экономическом блоке посты занимают фигуры, которых принято либо причислять к "команде Чубайса" (имеются в виду прежде всего вице-премьер Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф), либо к числу лояльных нынешнему главному менеджеру РАО чиновников (например, вице-премьер Виктор Христенко). И это не говоря уже о прочих членах кабинета министров. С другой стороны, в случае утверждения правительством его программы Чубайс мог бы отмести любую претензию своих оппонентов ссылкой на точку зрения правительства.
На днях Чубайс одержал первую победу в деле продвижения своей программы реформирования электроэнергетики. В минувшую пятницу был одобрен документ "О перечне первоочередных мер подготовительного этапа структурных реформ в электроэнергетике". Утверждение же самого главного документа - "Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики" - было отложено на два месяца. Однако, как полагают эксперты, очень велика вероятность, что в течение ближайших восьми недель главному энергетику страны удастся убедить членов кабинета министров в неизбежности проведения именно тех реформ, которые предлагает сам Чубайс.
Впрочем, бюрократическое мастерство не уберегло главу РАО от скандала, причем такого, который вполне может обернуться какими-то решительными кадровыми перестановками. С резкими словами в адрес предложений председателя правления РАО "ЕЭС" выступил не кто иной, как помощник президента по экономическим вопросам, известный экономист-либерал Андрей Илларионов. Напомним, что еще в минувшую пятницу Илларионов заявил, что план реструктуризации РАО "ЕЭС" не отражает интересов ни государства, ни акционеров. "С самого начала концепция была основана на ошибочных выводах", - заявил советник президента.
Полемика продолжилась и в воскресенье в прямом эфире программы "Зеркало" (РТР). Как сообщил Илларионов, план реформ не имеет "ясных и прозрачных принципов", по которым будет происходить реструктуризация компании. Документы, которые были представлены руководством РАО "ЕЭС", не дают ответов на многие вопросы, связанные с реструктуризацией. "Существует большая опасность того, что очень большая часть государственной собственности, которая по-прежнему остается в электроэнергетике, может быть продана или передана".
От Илларионова досталось не только идеям Чубайса. Были раскритикованы и результаты деятельности нынешнего менеджмента Единой энергосистемы. Так, по словам Илларионова, выработка электроэнергии за 2000 год почти не увеличилась. При этом кадровый состав энергомонополии значительно возрос. На языке экономистов это может означать только одно - эффективность менеджмента компании резко снизилась, поскольку производство продукции росло непропорционально увеличению числа сотрудников.
Анатолий Чубайс, в свою очередь, попытался дезавуировать слова экономического советника президента. Выступая в той же программе, он отметил, что предложенный руководством РАО план реструктуризации компании одобрен правительством и будет выполнен в полном объеме. При этом он подчеркнул, что все члены кабинета министров одобрили предложенный руководством план. Поэтому, заключил Чубайс, разговоры о том, что этот план противоречит интересам государства, неоправданны.
Оставим за скобками все технические нюансы и ошибки программы реформирования по Чубайсу. "НГ" на своих страницах уделяла довольно много внимания этой проблеме. Любопытно другое. Оба полемиста в качестве поддержки своего мнения приводили точку зрения президента России Владимира Путина, доказывая друг другу, что именно их слова соответствуют мнению руководителя государства.
Проверить правоту той или иной стороны пока не представляется возможным. Публично президент довольно аморфно высказывался в отношении программы реструктуризации. Признавая необходимость преобразований, он говорил лишь о том, что они должны быть проведены максимально прозрачно (пункт, который, судя по словам Илларионова, отсутствует в программе реформ).
Подобный казус заставляет предположить, что уже в недалеком будущем главу государства могут вынудить вступить в публичную полемику вокруг реструктуризации энергомонополии и встать на позицию одной из сторон - ведь речь идет ни много ни мало о реформе системообразующей отрасли народного хозяйства, от стабильности работы которой зависит все экономическое благополучие нашей страны. Причем верность позиции Илларионова или Чубайса может быть подкреплена либо публичным высказыванием самого Владимира Путина, либо кадровым смещением одного из оппонентов. И позиции Андрея Илларионова здесь выглядят куда менее завидными. Дело в том, что уволить помощника президента можно очень быстро. А для отставки Анатолия Чубайса потребуются время и определенные усилия. По нынешним нормативным актам для смены главного менеджера энергомонополии правительству придется саккумулировать 75% голосов акционеров РАО. А это весьма кропотливая работа, поскольку в собственности государства находятся лишь 52% акций энергомонополии. Лишь позже, когда вступят в силу одобренные Государственной Думой в третьем чтении поправки к закону об акционерных обществах, Чубайса можно будет уволить простым большинством акционеров компании.