СЛУЖБА судебных приставов отреагировала на постановление пятого Всероссийского съезда судей. Представители третьей власти чрезвычайно недовольны тем, как охраняют суды, приводя многочисленные факты хищения дел, поджогов зданий и угроз работникам суда. Поэтому на прошедшем съезде судьи решили потребовать передачи судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (приставов-охранников) в ведение судебного департамента при Верховном суде "в пределах ассигнований, выделяемых в настоящее время Минюсту РФ на содержание данной категории судебных приставов".
Минюст, разумеется, категорически против этой идеи. Главный судебный пристав Александр Мельников объясняет, что в настоящий момент, когда всю Службу судебных приставов составляют 7,5 тысячи человек, "все суды мы защитить не можем". И поскольку на каждый суд всего приходится по 2,5 пристава, то приставы в первую очередь охраняют здания республиканских и областных судов, а также суды всех уровней в северокавказских регионах.
Когда служба вознамерилась попросить о расширении прав и внесении дополнений в Законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", судьи вынесли внутренние конфликты на обсуждение в Госдуме. Причем так плохо складываются взаимоотношения именно с судами общей юрисдикции. В ответ приставы обвиняют суды в создании препятствий при осуществлении функций приставов-исполнителей: туманные формулировки судебных решений, которые и понять-то невозможно, не вовремя переданные на исполнение решения или же вообще приостановка процесса взыскания (пока должник прячет имущество).
Институт приставов - одно из наиболее эффективных нововведений в правовой системе с точки зрения экономики. За исполнение судебных решений служба получает 7% от суммы взысканного имущества, а лично приставы - 5% (но не более 10 минимальных окладов). Так что служба не просто самоокупаема, она приносит стабильный доход: только за девять месяцев текущего года один пристав, выполняя функцию принудительного взыскания, в среднем вернул в бюджеты всех уровней около 700 тыс. руб. (всего служба пополнила бюджет за 10 месяцев на 8,9 млрд. руб.). И опасения Минюста вполне понятны: сначала суды захотят получить приставов-охранников, а потом могут потребовать и приставов-исполнителей. Короче говоря, Службу судебных приставов вновь собираются реформировать, причем спор за контроль над этим доходным ведомством только начался.