Через четырнадцать лет после ядерной катастрофы украинские власти закрывают Чернобыльскую АЭС.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера была сделана попытка окончательно поставить точку в одной из самых трагичных историй еще советской атомной энергетики, последствия которой до сих пор отзываются для многих граждан бывшего СССР не только потерянным здоровьем, но и патологическим страхом перед последствиями ядерной катастрофы. Прошла официальная церемония закрытия Чернобыльской атомной станции, в которой принял участие и российский премьер-министр Михаил Касьянов. Вчера реакторная установка последнего, третьего работающего энергоблока Чернобыльской АЭС была выведена на минимально возможный рабочий уровень. А уже сегодня в середине дня третий энергоблок будет полностью остановлен.
Решение украинского руководства вызвало весьма неоднозначную реакцию не только в Киеве, но и в Славутиче, где проживают сотрудники закрываемой станции. В парламенте Украины разгорелись нешуточные страсти по поводу предстоящего закрытия Чернобыльской АЭС. Парламентарии приняли постановление рекомендовать собственному правительству перенести сроки прекращения эксплуатации станции на апрель 2001 года. Что же касается реакции простых граждан, то жители Славутича обвинили руководство Украины чуть ли не в продаже национальных интересов.
Появление такой реакции легко объяснимо. После закрытия Чернобыльской АЭС Украина попадает в крайне затруднительную ситуацию. Общая сумма расходов только по ликвидации Чернобыльской АЭС оценена Киевом в 3 млрд. долл. - сумму, соответствующую годовому объему выплат по украинскому внешнему долгу.
Страны "большой семерки", конечно, пообещали оказать финансовую помощь Украине. Европейская комиссия намерена выделить кредит Украине в размере 585 млн. долл. на окончательное закрытие Чернобыльской АЭС. Он будет предоставлен от имени Евратома украинской государственной компании "Энергоатом" и предназначен для ввода в эксплуатацию второго блока Хмельницкой и четвертого блока Ровненской АЭС. Производимая ими энергия должна компенсировать потери от закрытия Чернобыльской станции. Между тем одним из необходимых условий оказания финансовой помощи является соответствие этих двух реакторов европейским требованиям безопасности. Недавно Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил на этот же проект еще 215 млн. долл.
Однако до момента завершения строительства этих двух энергообъектов Украина окажется в довольно сложном положении. И это связано не только с тем, что Киев попадает еще в большую долговую зависимость от Запада. Многие эксперты полагают, что остановка Чернобыльской станции, дающей до 5% общего объема украинской электроэнергии, в зимний период может привести к развалу всей энергосистемы страны. Мотивация их аргументов проста и очевидна: запасы топлива на Украине давно находятся в зоне критической отметки.
Тем не менее Леонид Кучма настроен довольно оптимистично и считает, что "провал" украинской энергетике этой зимой не грозит. При этом он подчеркнул необходимость выведения из эксплуатации блока, который "с точки зрения безопасности был не самым лучшим", напомнив, что третий энергоблок станции был отделен от саркофага "тоненькой стенкой".
В саркофаге находится большое количество радиоактивных отходов, и сегодня "никто не может сказать, какие процессы в нем происходят", отметил Кучма.
В свою очередь, Россия, судя по недавним заявлениям президента Владимира Путина, "готова предоставить дополнительные энергоресурсы в связи с закрытием Чернобыльской АЭС".
Впрочем, нельзя исключать, что решение о предоставлении Россией финансовой помощи будет увязано с решением других проблем, и прежде всего газовой. На 1 мая 2000 г. долг Украины, по российским оценкам, за газ составлял порядка 1,7 млрд. долл. В то же время украинский премьер Виктор Ющенко оценивает его только в 1,5 млрд. долл.
Вчера Михаил Касьянов вновь провел переговоры с украинской стороной, на которых рассматривалась возможность подписания двумя государствами так называемого газового меморандума. До подписания номера в печать информации о решении проблемы так и не поступило. Известно лишь, что долг предполагалось оформить в ценные бумаги (облигации) нефтегазовой государственной корпорации Украины под гарантии суверенного украинского государства, "то есть заемщиком будет корпорация, а государство - гарантом". Дополнительные поставки голубого топлива, сверх оговоренных объемов, будут оплачиваться по мировым ценам, причем лишь половина из них - в валюте, а вторая - записываться в госдолг.
На саммите в Минске президенты двух стран договорились о десятилетней рассрочке в выплате долга и о предоставлении "технического кредита", учитывая возрастающие потребности в топливе зимой, в размере 1 млрд. долл.
Напомним, что газовый меморандум подразумевает два межправительственных договора и контракт между "Газпромом" и компанией "Нафтогаз Украины" о поставках и транзите. По контрактам "Газпрома" с европейскими странами Украина пропустит в 2001 г. через свою территорию примерно 111,5 млрд. куб. м газа. За транзитные услуги, оцениваемые примерно в 1, 5 млрд. долл., "Газпром" поставит на Украину 29,5 млрд. куб. м сырья. Еще 28,1 млрд. куб. м газа из Туркмении должна прокачать на Украину компания "Итера".
Еще 5 млрд. куб. м составит так называемый страховой заем. Он будет выдан только в случае "форс-мажорных обстоятельств", к которым украинским коллегам удалось отнести "решения госорганов, делающие невозможным выполнение сторонами контракта".
Единственной до последнего момента неурегулированной проблемой оставался вопрос о суммах штрафов. Однако украинский премьер отметил, что данная проблема будет решаться на корпоративном уровне. Впрочем, уже в ближайшее время станет известно, смогла ли Россия поставить надежную задвижку на "несанкционированный отбор".