Джордж Буш и его жена, утомленные необычайно долгой борьбой с демократами, празднуют победу.
Фото АП
Только теперь можно с полной уверенностью сказать: в ближайшие четыре года Москва и мир будут иметь дело с президентом Джорджем Бушем-младшим (его уже поздравил Владимир Путин), человеком с отличной и грамотной командой, с минимальным (пока) вкусом к внешней политике, с внешностью своего отца Буша-старшего, интеллектом Рональда Рейгана и со знанием американской "глубинки", как у Джимми Картера. Эксперты - в частности, западноевропейские - предсказывают минимум два года "слабость" этой администрации, множество "наломанных дров", прежде всего в области внешней политики, и соответственно относительный - и вынужденный - рост влияния в мире таких стран, как Германия, Великобритания, Япония, Китай, Индия.
Российские эксперты помнят прежде всего, что республиканцы намеревались начать строить национальную систему противоракетной обороны, что может коренным образом изменить финансовые и вообще стратегические позиции России - хотя эта неприятная перспектива Москве гарантирована вовсе не на сто процентов. Идеологи напоминают, что есть и хорошие новости. "Республиканское" видение мира яснее и понятнее для нынешней Москвы, поскольку республиканцы в целом не склонны до такой степени, как демократы, нести свою версию "общечеловеческих ценностей" в мир, вплоть до "гуманитарной интервенции" с человеческими жертвами. Известны обвинения определенных кругов в адрес российских либералов-западников в том, что их "кормят" (в идейном, а то и материальном плане) "американские империалисты". Так вот, кормильцы - и прежде всего идейные - были последние восемь лет не вообще американцы, а именно демократы. Солнце российского либерализма закатилось... Буш и его команда - это тот же Путин, только американский.
Владислав Дунаев
Произнесены две главные речи "кампании-2000" - прощальная Альберта Гора и первая "президентская" Джорджа Буша. Отзвучали и первые комментарии к ним. США вступают в новую эпоху. Но еще долгое время американцы будут оглядываться назад, на те удивительные 36 дней, после которых, по их убеждению, Америка уже никогда не будет такой, как прежде.
13 декабря 2000 года, 36-й по счету день с момента проведения президентских выборов, будет вписан в историю Соединенных Штатов как "самый исторический" день во всей необыкновенной истории избирательной "кампании-2000".
"Королева Англии Елизавета Вторая, пристально наблюдающая за ходом "кампании-2000" в США, выступила с предложением вернуть Соединенным Штатам статус колонии Великобритании ввиду неготовности страны к самоуправлению". Это - шуточка из Интернета. Но вообще-то позиция американских граждан иная - они увидели в происходящем доказательство крепости конституционных устоев, заложенных отцами-основателями их государства, а сами себя на протяжении всего затянувшегося процесса выяснения истинных результатов голосования неизменно ощущали защитниками того самого гражданского общества, для которого самоуправление является необходимой составляющей.
Отсутствие "сверхзадачи" и опасность кризиса власти
Опасность для Америки была связана отнюдь не с исходом соперничества Буш-Гор, а с теми последствиями, которые могут иметь содержание и характер борьбы в обществе, оказавшемся столь очевидно расколовшимся (для многих неожиданно) на резко противостоящие друг другу почти равные половины. Зазвучали предупреждения: относительное спокойствие общества сегодня объясняется отсутствием крупных серьезных проблем - как внутри страны, так и за рубежом. Однако тот же самый факт грозит обернуться серьезным минусом для нового президента: как свидетельствует история США, в случае прихода к власти в аналогичной "нечеткой" ситуации с итогами выборов сплотить вокруг себя страну и общество удавалось лишь тем президентам, годы правления которых бывали отмечены серьезными внутри- и внешнеполитическими проблемами. Не случайно столь часто вспоминали в эти дни 16-го президента США республиканца Авраама Линкольна (1861-1865-е, годы отмены рабства и Гражданской войны), 32-го президента, демократа Франклина Делано Рузвельта (1933-1945-е, годы Великой депрессии, Второй мировой войны), и так далее.
Проблема легитимности президентства Буша
Осознание угрозы кризиса власти пришло к американцам уже в середине затянувшегося процесса пресловутого "подсчета и пересчета бюллетеней". Беспокойство стала вызывать проблема легитимности будущего президентства, поскольку исподволь весь ход кампании готовил общество к тому, что президентом де-юре станет Джордж Буш.
Тем временем, по убеждению многих видных политологов, сама по себе проблема легитимности не представляет серьезной опасности президентству Буша. В эти дни демократам нередко отвечали: даже если "истинным победителем" действительно окажется Альберт Гор, не потащат же Буша вон из Белого дома?! К тому же математически доказана абсолютная неизбежность ошибок в подсчете голосов любыми способами в размерах, существенно превышающих фактический разрыв в количестве бюллетеней, поданных за Буша и Гора, в силу фактического равенства оказываемой им поддержки. При подобном равновесии сил недовольство проигравшей (в силу тех или иных причин) стороны абсолютно неизбежно. Никсон знал, что за его соперника Кеннеди, в их таком же равном противостоянии, проголосовали "мертвые души", значащиеся на нескольких кладбищах Чикаго, и ничего, промолчал, вернее, исходя из национальных интересов предпочел добровольно "сдаться", доказав тем самым, что является поистине "государственным деятелем".
Президент "для всех американцев"
В стране, где абсолютное большинство причисляет себя к "умеренным", тяготеет к "середине", граждане которой даже в момент слушания в Верховном суде США дела "Буш против Гора" наибольшие надежды возлагали на двух судей-центристов (Кеннеди и О"Коннор), по мнению многих, давно созрели условия для формирования коалиционного правительства "центра". В общем никто и не против такого правительства, только республиканцы хотели бы "добротного двухпартийного консервативного", а демократы - "добротного двухпартийного либерального" кабинета...
В такой ситуации многие в США внимательно прислушиваются к заявлениям о "консолидирующей" сути Буша как человека и политика, неоднократно заявлявшего, что среди его ближайших друзей немало демократов, с которыми он, дескать, неплохо сотрудничает, "делая общее дело". Настроенность Буша на сотрудничество с представителями других партий, в первую очередь с демократами, принесла положительные результаты в его собственном штате Техас, одном из наиболее разношерстных как с точки зрения социально-экономического статуса его граждан, так и с точки зрения национально-расовой принадлежности. Правда, как выяснилось уже по горячим следам избирательной кампании, поддержка Буша негритянским электоратом составила всего 10% - меньше, чем была оказана его отцу. Причину видят в "феномене Клинтона", первым из американских президентов снискавшего особое расположение черной Америки и передавшего эту поддержку Альберту Гору.
Буша предостерегают, во-первых, от каких бы то ни было поспешных назначений (они способны нанести особенно серьезный вред его репутации начинающего президента), во-вторых, от выбора "свадебных генералов" от демократов. В кабинет президента-консолидатора должны войти сильные, известные своей самостоятельной позицией и программой политики-соперники. Подобное решение требует немалого мужества, однако тем более оно приносит и чести. В пример ставят Линкольна, пригласившего в свой кабинет именно таких, сильных противников, которые наряду с самим Линкольном вписали свои имена в историю страны.
Будущее Альберта Гора
...В эфире звучит печально-шутливая песенка "Твой бал окончился, приятель", американцы ждут вечернего выступления Альберта Гора. Его слова, обращенные к нации и новому президенту, призваны стать первым шагом от разобщенности - к консолидации страны. Проигравшему, как известно, труднее обращаться к американцам, неизменно "ставящим на победителя". Но сегодня отнюдь не каждый верит здесь в победу Буша, и даже не согласные с заявлением известного негритянского проповедника и политика Джесси Джексона об отсутствии "морального авторитета" у нового президента, получившего власть "не из рук народа, а в результате крючкотворства судебных мантий", понимают, что победу кандидату-республиканцу обеспечила лишь вторая ступень избирательной кампании, когда в силу вступила система выборщиков.
Обращение Альберта Гора к нации длилось всего семь минут, и остается лишь поражаться тому, сколь многого человек способен достичь за столь короткий промежуток времени. Накануне выступления многие обозреватели задавались вопросом: явится ли речь Гора заключительной в "кампании-2000" или содержание ее окажется столь значимым для общества, что выступлению предстоит сыграть роль "первого" в будущей избирательной кампании 2004 года. Ответ не заставил себя ждать: по общему признанию, стоило Гору выступить подобным образом пару раз в ходе предвыборной борьбы, и ему не пришлось бы испытать горечь поражения. По словам сенатора-республиканца Оррина Хатча, одного из кандидатов на пост президента, он сам мечтал бы обладать способностью столь проникновенно обратиться к гражданам страны. Другой кандидат на пост президента, сенатор-республиканец Джон Маккейн, заявил в телеинтервью Ларри Кингу: своей речью Альберт Гор сделал серьезную заявку о себе как о наиболее сильной кандидатуре на пост президента от Демократической партии на следующих выборах - в "кампании-2004".
Уроки "Кампании-2000"
К издержкам "кампании-2000" следует отнести в первую очередь подрыв веры в справедливость и беспристрастность гражданских институтов, осознание неизбежной "партийности" даже святая святых, каковой до сих пор для многих оставалась высшая арбитражная инстанция страны - Верховный суд США. По выражению известного аналитика Джэффри Гринфилда, никогда за всю историю Верховный суд не оказывался в центре политического процесса, и это помогало ему сохранять некую мистичность гражданского института, стоящего якобы "над политикой". Отныне вера в это если и не утрачена полностью, то значительно ослабла, что грозит расшатыванием устоев всего политического истеблишмента страны. Это особенно опасно с учетом того факта, что авторитет двух других ветвей власти - исполнительной и законодательной - также ослаблен: скандальная история с Моникой Левински, процесс импичмента Билла Клинтона привели к расколу конгресса, преодолеть который не удалось и по сей день.
К негативным последствиям "кампании-2000" следует отнести и обострение расового размежевания в обществе. Оно явилось результатом восприятия в первую очередь черным меньшинством несовершенства процесса голосования и подсчета бюллетеней как свидетельства неуважения к тяжело доставшемуся негритянской Америке праву подать свой голос равноправного гражданина страны в пользу того или иного кандидата.
Провал попыток партий "третьей силы" заявить о себе как о независимом равноправном партнере в политическом процессе общенационального масштаба принес очередное разочарование той половине американского общества, которая вот уже многие годы уклоняется от участия в выборах, отказываясь признавать кандидатов от двух главных партий - Республиканской и Демократической "своими". Политический цинизм в первую очередь характерен для молодежи, что не сулит американскому обществу ничего хорошего в будущем.
Наконец, сама острота общественного противостояния в рамках "кампании-2000" доказала необходимость общих усилий, направленных на консолидацию общества. Главную роль в этом процессе, естественно, предстоит сыграть новому президенту Джорджу Бушу.
Сан-Франциско