0
2136
Газета Политика Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

На выборы с Петровичем

Тэги: Бильжо, Евстафьев, Лисовский


Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. Визуальная трактовка А.Бильжо. - М.: РАУ Университет, 2000, 320 с.

Вопрос "Откуда берутся дети?" для иных детей давно уж не актуален. Судьбоносней: "Откуда берутся деньги?"

Господа Евстафьев с Лисовским дали в свое время показательный ответ. Деньги берутся из Белого дома. Живут они в коробке из-под ксерокса. А вот как употребить их себе на пользу, да и другим не в убыток, - если не красная нить, то уж точно яркая подложка предлагаемого издания.

Именно добыче и огранке таких взаимно конвертируемых ресурсов, как деньги, власть, политическое влияние и влияние на массы, посвящено исследование, принадлежащее перу видных российских рекламистов, пионеров этого бизнеса, Владимира Евстафьева ("Максима") и Сергея Лисовского ("Премьер СВ").

На самом деле, речь, ясное дело, идет о предвыборных технологиях. С точек зрения практической, теоретической и исторической: книгу, как и ее название, следует читать с конца - так увлекательней! О том же говорит и микроскопическое (в смысле шрифта) примечание к первой части книги - "От древности до наших дней": "У меня сложилось впечатление (и, как я знаю, авторы эту тайну тоже раскрыли), что значительная часть практикующих специалистов читает редко и неохотно. Кандидаты частенько вообще читать не умеют - так что эти категории возможных читателей содержание части первой не узнают, к сожалению, никогда". Писал эти репризы, в изобилии рассыпанные по страницам книги, научный редактор - доктор психологических наук, профессор, президент компании "ИМИДЖ-контакт" Алексей Ситников. Научный редактор отчасти полемизирует, отчасти иронизирует над авторами. Впрочем, естественно, по-доброму и весьма информативно.

Что же касается "тайны", раскрытой авторами, то, действительно, в предисловии писано: "Мы предполагаем, что нас будут читать люди сугубо занятые... Каждая глава нарочно написана, как совершенно самостоятельная, и даже отдельные части глав вполне самостоятельны".

Поэтому книга жестко структурирована. Внутри текста есть полезная для такого рода изданий находка. Авторы постоянно ведут с читателем (видимо, особо взыскательным) такой примерно диалог: "Читатель: Но эта схема относится к обычному рынку. У нас же речь идет об избирательной кампании... Авторы: Схема управления маркетинговой деятельностью вполне универсальна и применима в политическом маркетинге" (это в качестве комментария к предложению рассмотреть маркетинговый портрет избирателей региона на примере г. Москвы).

Вообще книга, конечно, вполне применима как единственный пока в своем роде отечественный учебник (да так на первой странице и сказано: "учебное пособие для кандидатов и избирателей"). Отсюда и композиция, и наполнение.

Мы упомянули уже о первой крупной части работы. Она делится на главы: "Из истории политических коммуникаций" (все больше античность и европейское средневековье, да еще история английского парламентаризма), "Политические коммуникации в России" (от Новгородской республики - через выборы Бориса Годунова на царство - до выборов в СССР), "Очерки о политических коммуникациях в период выборов в современных развитых демократиях" (прочтя подглавку о США, читатель снимет многие недоуменные вопросы по поводу безумной - на наш непросвещенный взгляд - схватки Буш-Гор).

Название второго основного - и вполне практического - раздела уже читается как предвыборный лозунг: "Цель - победа на выборах!" Тут уж авторы сразу берут быка за рога. Первая глава - "Как продать кандидата" (основные положения политического маркетинга, термины и понятия, политический маркетинг в период выборов - с примерами). Далее - "Исследование социологических аспектов избирательных кампаний" (методы сбора информации, анализ и использования результатов исследования и др.), "Стратегия политических коммуникаций в период избирательной кампании" (в основном речь тут идет о политической рекламе - в том числе есть интересные данные об отношении россиян к рекламе), и заключительная глава - "Практика предвыборных политических коммуникаций в современной России".

Здесь следовало бы остановиться поподробней, однако рамки короткой заметки не позволяют проследить всю полноту представленного материала. Пунктиром: сначала о политической рекламе в период парламентских выборов в 1993-1995 гг. (к тем временам и относится зарождение собственно политической рекламы в нашей стране); отдельные главки посвящены выборам в Мосгордуму 1997 г., выборам в Госсовет республики Татарстан (написано совместно с А.К. Гнатюком, чьи структуры и вели в основном кампанию), президентским выборам 1996 года и последним парламентским. Президентская избирательная кампания 1999-2000 гг. осталась за кадром - то ли не успели (книга, к слову, писалась три года), то ли не "отстоялся" еще взвешенный на нее взгляд. Ясно, что последнюю главу россияне будут читать с особенным интересом.

Кстати, кому вообще адресована книга?

Надо сказать, что читателя своего авторы видят не только и не столько среди полных профанов и дилетантов, но, к примеру, в том, кто "уже понял, что выборы - вещь безумно интересная. (Мы ведь начали с того, что это кайф.) Плюс ему еще надо держать свою марку, потому что он начал таким образом зарабатывать на жизнь. И он по незнанию начинает изобретать велосипед. Иногда отсюда рождаются грязные технологические приемы, избирательные конструкции, совершенно не правильные и балансирующие на грани законности".

Научный же редактор высказывает и такое пожелание: "Искренне приветствуя появление книги, желаю авторам не останавливаться на работе, которую, как я понял, они сознательно ориентировали "на начинающих", и скорее порадовать нас шедеврами для "практиков", а потом и для "мастеров".

Добавим предисловие французского маэстро политтехнологий Жака Сегела, "визуальную трактовку" видного мозговеда Андрея Бильжо - и успех шедевра, вышедшего 3-тысячным тиражом, гарантирован: "Новое поколение выбирает Петровича..."

Приплюсуем богатую библиографию и справочный аппарат приложений, содержащий выдержки из существующего законодательства о выборах (это, должно быть, привет авторов "грязным" политтехнологам).

Наконец, упомянем и о том, что рекламно-консалтинговый мир тесен. Все друг друга знают (года по крайней мере с 1996 года). Так что в выходных данных книги (что, безусловно, добавляет ей авторитета) среди рецензентов числятся, скажем, завкафедрой рекламы и маркетинга журфака МГУ Владимир Горохов, председатель совета директоров ЦПК "Никколо М" Екатерина Егорова и президент компании "ИМА-Консалтинг" Андрей Гнатюк. Интересно было бы почитать их рецензии! &


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
466
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
535
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
378
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
395

Другие новости