Россия на рубеже веков. / Отв. ред. Горшков М. К. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), 2000, 448с.
НАЧАЛО ХХ столетия для России было сопряжено с периодом революционных бурь и потрясений. А последние 10-15 лет истекающего века также ознаменовались процессами социальной трансформации: изменились общественный строй и политическая система страны, а также ее социальная структура. Будет ли Россия в XXI веке развиваться по демократическим канонам или же изберет иной путь, в значительной мере зависит от состояния общества и массового сознания.
Авторы книги "Россия на рубеже веков" попытались представить социологический образ современного российского общества, обозначить основные тенденции в развитии массового сознания россиян, опираясь на социологическую информацию, обширно и ярко представленную в сборнике.
Как показали проведенные социологические исследования, большинство россиян в целом одобрительно воспринимают демократические идеи. Авторы сборника убеждены, что в настоящее время в нашем обществе преобладает ориентация на индивидуалистическую модель равных возможностей. Вместе с тем приверженность россиян демократии сочетается с очевидным тяготением их к "сильной руке", харизматическому лидеру, "отцу нации".
Этот феномен массового сознания объясняется прежде всего мифологичностью российского исторического сознания, предрасполагающего, по мнению авторов, наше общество к культу личностей. Так, например, нет никакого смысла пытаться переменить отношение к Петру Первому в сознании и памяти народной - там он останется "отцом-преобразователем" и величайшим из правителей России, несмотря ни на какие доводы против. Петр в наибольшей степени соответствует представлениям русского народа о том, какой должна быть власть: она может быть жесткой, но "настоящей", "правильной" она является тогда, когда предлагает "нации-семье" некое общее дело. Так и сегодня значительная часть россиян испытывает потребность в появлении нового "отца Отечества", который смог бы "сверху" объединить социум, внести элементы упорядоченности в общественную жизнь.
Потребность в "сильной руке" вызвана еще и тем, что обществу надоело состояние нищеты и хаоса, которое принесли реформы образца 90-х гг. Массовое разочарование в преобразованиях 80-90-х гг. отчасти стимулировало в сознании людей ностальгию по прежней гигантской стране. Будучи гражданами в СССР, люди осознавали себя частью сверхдержавы, и это служило базой для их внутренней консолидации. Сегодня россияне, как свидетельствуют результаты представленных в книге социологических исследований, верны прежней традиции и хотят жить в стране, обладающей огромными возможностями. В массовом сознании уже четко обозначилась доминирующая точка зрения на общенациональные приоритеты (большинство россиян, осознавая реалии XXI столетия, выступают за концентрацию усилий общества и государства на развитие образования и науки).
На мой взгляд, очевидная проблема состоит в том, что сегодняшние власти по-прежнему не видят социальной и политической опасности разделения страны на две части - богатых (и очень богатых) и бедных (и очень бедных). Создание мощного среднего слоя, способного удержать страну от потрясений, только декларируется, на деле для этого не делается практически ничего. Просвещенная цивилизованная рыночная демократия не может эффективно функционировать в нищей стране, где образовался слой людей, чрезмерно богатых даже по западным меркам; в стране, попранной преступностью; в стране, утратившей веру в то, что можно нормально прожить честным трудом.
По мнению авторов книги, после пятнадцати лет революционной эпохи в России возникла новая система ориентаций, предполагающая наличие доминирующего в политической системе центра "центра власти". Возрождается традиционная "русская власть", ориентированная на порядок. Хотя и с сохранением и даже упрочением ряда демократических институтов, от которых российское общество уже вряд ли откажется.