Региональные выборы показывают торжество "партии власти" - на 19 результативных выборах из 23, прошедших с начала года, губернаторское кресло осталось за той командой, которая его и занимала. Что такое "партия власти"? Жидкость без цвета, вкуса и запаха, принимающая форму вмещающего ее сосуда. С постоянством закона всемирного тяготения она стремится под руководящую руку. Позавчера она называлась НДР и стекалась к Черномырдину, вчера - ОВР и стремилась к Примакову с Лужковым. Сегодня это даже не "Единство", а набравший критическую массу поток, объединивший их всех, втянувший даже КПРФ и хлынувший к Путину.
Это партия? В современном смысле, конечно, нет. Она больше похожа на партии Алой или Белой розы, на "дворянские партии", боровшиеся за благосклонность монархов и совершающие дворцовые перевороты. Подобно им наша сегодняшняя "партия власти" воюет за интересы своих членов, но не за интересы избирателей. Потому что - и это главное - от избирателей она по-настоящему не зависит.
Возникает вопрос, почему это происходит. Почему нигде, ни в одной другой стране термина "партия власти" не существует? Есть - "оппозиция", есть - "правящая партия". Почему же в России происходит подмена понятий, и вы днем с огнем не найдете правящей партии, но зато везде только и разговоров, как "Путин сколачивает партию власти"?
Присмотримся пристальнее. У "партии власти" нет идеологии - кроме идеи быть у руля. У нее нет программной цели - кроме цели оставаться у руля как можно дольше. Она никогда не уходит в отставку. Здорово звучало бы: "партия власти" перешла в оппозицию... Нет, если она проигрывает борьбу за влияние, то просто лопается, как воздушный шар, а рядом раздувается другой, точно такой же. Мало кто из губернаторов за 1999-2000 годы не побывал в двух-трех "партиях", чтобы в конце концов не заявить о своей давней, в третьем поколении, преданности "Единству".
С другой стороны, может ли "партия власти" потребовать выполнения программных установок от своего лидера? Представьте себе Бориса Грызлова, дающего нагоняй президенту Путину за уклонение от партийной линии┘
Иначе говоря, "партия власти" - политическое образование, не имеющее самостоятельных ресурсов для существования вне бюрократических структур и в принципе не несущее в себе зерна политической ответственности. Это номенклатурная команда, призванная победить на выборах и затем обеспечивать себе и своему заказчику максимально долгое пребывание во власти.
Лидеры приходят и уходят, номенклатурный аппарат остается, сменяя политические личины. Не так уж далека от истины присказка о том, что, кто бы в России ни взялся за партийное строительство, у него все равно получается КПСС. "Партия власти" хочет править всегда, поэтому тормозит формирование настоящих политических партий, которые приходят, победив на выборах, и уходят, если их политика не нравится избирателю. Она категорически не желает становиться "правящей партией", потому что это означало бы взвалить на себя груз персональной ответственности и рано или поздно уйти под этим грузом. Уходить не хочется. Наоборот, как говорил на заре перестройки некий политический персонаж, "чертовски хочется поработать"! Пока они работают, система воспроизводит сама себя, и страна движется по траектории белки в колесе.
Почему же так происходит и Россией по-прежнему правит чиновник?
Во-первых, в нашем обществе все еще не сложилось ясного понимания групповых политических и экономических интересов. Не симпатий, а именно осознанных интересов. Большинству сограждан по-прежнему нечего терять, кроме своих цепей. Раз так, то и голосование может бросаться из крайности в крайность. Как избирателям нам тоже не хватает ответственности.
В политическом спектре сегодняшней России есть только две силы с идеологией и политической программой: левые и правые. У них есть и свой избиратель, перед которым они отчитываются. У коммунистов он сокращается, у правых - растет. Избирателя же "партии власти" "лепят из воска" за полгода до выборов и растапливают сразу после. Между выборами его не существует. Как на самом деле не существует и партии, которой он отдал голос.
В результате депутат сидит четыре года в Думе, имеет огромные полномочия, а по истечении срока с него и спросить нечего. Он ведь, по сути, ничего и не обещал.
Во-вторых, случайно или нет, но у нас до сих пор нет закона о партиях. А тот, что готовится, по существу, формален и выхолощен. Ни для кого не секрет, что он нужен главным образом для того, чтобы Кремль мог свободно манипулировать Думой. По существу, закон подготовлен все той же "партией власти" и в ее же интересах. Суть его в том, что партиям, которые себя "хорошо ведут", правящая номенклатура как бы разрешает существовать и даже выдает талоны на повидло. Если ведут себя плохо - сидят без сладкого. А оценивать их поведение призвана опять же бессмертная бюрократия.
Из этого же набора идей - предложение отказаться от выборов губернаторов. Мол, выборы - это дорого, а все равно победит тот, кого назначат┘ Мысль более чем прозрачная: чиновника освободить от любой ответственности, кроме номенклатурной, а народ лишить даже намека на возможность определять свою судьбу.
В-третьих, у нас еще очень молодая политическая культура. Иногда в полемическом запале говорят, что ее в России вообще нет. Это не так. Есть, она развивается быстро и достаточно рационально. Ссылки на историческую специфику России, которую "умом не понять", недоброкачественны. Как раз здесь никакой особой специфики нет. Интерес бюрократии вполне интернационален, и очень близкие аналоги российских "партий власти" легко найти в сравнительно недавней политической истории стран Западной Европы и Японии.
Просто сегодня мы переживаем время политической неразберихи и безответственности, которая к тому же искусственно затягивается теми, кому выгодно дискредитировать демократию и подвести народ к мысли о необходимости "жесткой руки". Такой поворот также вполне возможен, и для него нетрудно подыскать аналоги в недавней европейской истории.
Наконец, четвертая причина. За партиями стоят не только массы, но и капиталы. До недавней поры реальными финансовыми ресурсами в России располагали лишь исполнительная власть федерального или - в меньшей степени - регионального уровней, и связанные с нею финансово-промышленные группы. По-настоящему независимого крупного бизнеса нет и не было. Естественно, вокруг этих центров влияния и собирались политические группы, ведущие борьбу за избирателя. Пока нет "чистой буржуазии", трудно ожидать появления "чисто буржуазной" партии. Вместо этого мы наблюдаем несколько "номенклатурно-буржуазных" партий, объединившихся вокруг федеральных или региональных органов власти. Кстати, КПРФ тоже давно не пролетарская, не общенародная, а вполне номенклатурно-буржуазная партия со своими бизнес-структурами, которые тоже нуждаются в парламентских лоббистах.
Опыт показывает, что предвыборные обещания выполняются только в том случае, если за победившим на выборах субъектом стоит настоящая партия, имеющая политическую историю, лицо и программу. Лидеры таких партий могут меняться, но линия, которую они пытаются провести, одна и та же. И премьер-министр, и президент, опирающиеся на партию, связаны определенной логикой и программой. Партия же, в свою очередь, должна больше зависеть от поддержки избирателей, а не от поддержки Кремля. Она осуществляет связь между гражданином и властью. В этом ее сила, осмысленность всего политического процесса, осмысленность действий органов управления. Лидер государства сознает, что за его спиной - история, опыт, доброе имя партии. Если он наносит ему ущерб, его могут попросить уйти свои же.
Для выхода из затянувшейся неопределенности "внизу" должно скорее наращивать мускулатуру гражданское общество. Это сегодня происходит - вопреки бюрократическому сопротивлению. "Наверху" должна укрепляться политическая сила, способная выиграть выборы у "партии власти" и прийти к руководству страной в качестве настоящей правящей партии - с ясно сформулированными задачами и ответственностью перед избирателем. В таком качестве мы видим будущую объединенную правую партию.
Но для этого необходим закон, правильно отражающий сущность политических партий в России и позволяющий формировать органы управления на партийной основе. Тогда президенту, выбранному от партии, не нужно будет формировать вокруг себя силы, которые потом назывались бы "партией власти".