0
1862
Газета Политика Интернет-версия

09.12.2000 00:00:00

"Партия власти" против правящей партии

Борис Минц

Об авторе: Борис Иосифович Минц - председатель исполкома "Союза Правых Сил".

Тэги: власть, партия


Региональные выборы показывают торжество "партии власти" - на 19 результативных выборах из 23, прошедших с начала года, губернаторское кресло осталось за той командой, которая его и занимала. Что такое "партия власти"? Жидкость без цвета, вкуса и запаха, принимающая форму вмещающего ее сосуда. С постоянством закона всемирного тяготения она стремится под руководящую руку. Позавчера она называлась НДР и стекалась к Черномырдину, вчера - ОВР и стремилась к Примакову с Лужковым. Сегодня это даже не "Единство", а набравший критическую массу поток, объединивший их всех, втянувший даже КПРФ и хлынувший к Путину.

Это партия? В современном смысле, конечно, нет. Она больше похожа на партии Алой или Белой розы, на "дворянские партии", боровшиеся за благосклонность монархов и совершающие дворцовые перевороты. Подобно им наша сегодняшняя "партия власти" воюет за интересы своих членов, но не за интересы избирателей. Потому что - и это главное - от избирателей она по-настоящему не зависит.

Возникает вопрос, почему это происходит. Почему нигде, ни в одной другой стране термина "партия власти" не существует? Есть - "оппозиция", есть - "правящая партия". Почему же в России происходит подмена понятий, и вы днем с огнем не найдете правящей партии, но зато везде только и разговоров, как "Путин сколачивает партию власти"?

Присмотримся пристальнее. У "партии власти" нет идеологии - кроме идеи быть у руля. У нее нет программной цели - кроме цели оставаться у руля как можно дольше. Она никогда не уходит в отставку. Здорово звучало бы: "партия власти" перешла в оппозицию... Нет, если она проигрывает борьбу за влияние, то просто лопается, как воздушный шар, а рядом раздувается другой, точно такой же. Мало кто из губернаторов за 1999-2000 годы не побывал в двух-трех "партиях", чтобы в конце концов не заявить о своей давней, в третьем поколении, преданности "Единству".

С другой стороны, может ли "партия власти" потребовать выполнения программных установок от своего лидера? Представьте себе Бориса Грызлова, дающего нагоняй президенту Путину за уклонение от партийной линии┘

Иначе говоря, "партия власти" - политическое образование, не имеющее самостоятельных ресурсов для существования вне бюрократических структур и в принципе не несущее в себе зерна политической ответственности. Это номенклатурная команда, призванная победить на выборах и затем обеспечивать себе и своему заказчику максимально долгое пребывание во власти.

Лидеры приходят и уходят, номенклатурный аппарат остается, сменяя политические личины. Не так уж далека от истины присказка о том, что, кто бы в России ни взялся за партийное строительство, у него все равно получается КПСС. "Партия власти" хочет править всегда, поэтому тормозит формирование настоящих политических партий, которые приходят, победив на выборах, и уходят, если их политика не нравится избирателю. Она категорически не желает становиться "правящей партией", потому что это означало бы взвалить на себя груз персональной ответственности и рано или поздно уйти под этим грузом. Уходить не хочется. Наоборот, как говорил на заре перестройки некий политический персонаж, "чертовски хочется поработать"! Пока они работают, система воспроизводит сама себя, и страна движется по траектории белки в колесе.

Почему же так происходит и Россией по-прежнему правит чиновник?

Во-первых, в нашем обществе все еще не сложилось ясного понимания групповых политических и экономических интересов. Не симпатий, а именно осознанных интересов. Большинству сограждан по-прежнему нечего терять, кроме своих цепей. Раз так, то и голосование может бросаться из крайности в крайность. Как избирателям нам тоже не хватает ответственности.

В политическом спектре сегодняшней России есть только две силы с идеологией и политической программой: левые и правые. У них есть и свой избиратель, перед которым они отчитываются. У коммунистов он сокращается, у правых - растет. Избирателя же "партии власти" "лепят из воска" за полгода до выборов и растапливают сразу после. Между выборами его не существует. Как на самом деле не существует и партии, которой он отдал голос.

В результате депутат сидит четыре года в Думе, имеет огромные полномочия, а по истечении срока с него и спросить нечего. Он ведь, по сути, ничего и не обещал.

Во-вторых, случайно или нет, но у нас до сих пор нет закона о партиях. А тот, что готовится, по существу, формален и выхолощен. Ни для кого не секрет, что он нужен главным образом для того, чтобы Кремль мог свободно манипулировать Думой. По существу, закон подготовлен все той же "партией власти" и в ее же интересах. Суть его в том, что партиям, которые себя "хорошо ведут", правящая номенклатура как бы разрешает существовать и даже выдает талоны на повидло. Если ведут себя плохо - сидят без сладкого. А оценивать их поведение призвана опять же бессмертная бюрократия.

Из этого же набора идей - предложение отказаться от выборов губернаторов. Мол, выборы - это дорого, а все равно победит тот, кого назначат┘ Мысль более чем прозрачная: чиновника освободить от любой ответственности, кроме номенклатурной, а народ лишить даже намека на возможность определять свою судьбу.

В-третьих, у нас еще очень молодая политическая культура. Иногда в полемическом запале говорят, что ее в России вообще нет. Это не так. Есть, она развивается быстро и достаточно рационально. Ссылки на историческую специфику России, которую "умом не понять", недоброкачественны. Как раз здесь никакой особой специфики нет. Интерес бюрократии вполне интернационален, и очень близкие аналоги российских "партий власти" легко найти в сравнительно недавней политической истории стран Западной Европы и Японии.

Просто сегодня мы переживаем время политической неразберихи и безответственности, которая к тому же искусственно затягивается теми, кому выгодно дискредитировать демократию и подвести народ к мысли о необходимости "жесткой руки". Такой поворот также вполне возможен, и для него нетрудно подыскать аналоги в недавней европейской истории.

Наконец, четвертая причина. За партиями стоят не только массы, но и капиталы. До недавней поры реальными финансовыми ресурсами в России располагали лишь исполнительная власть федерального или - в меньшей степени - регионального уровней, и связанные с нею финансово-промышленные группы. По-настоящему независимого крупного бизнеса нет и не было. Естественно, вокруг этих центров влияния и собирались политические группы, ведущие борьбу за избирателя. Пока нет "чистой буржуазии", трудно ожидать появления "чисто буржуазной" партии. Вместо этого мы наблюдаем несколько "номенклатурно-буржуазных" партий, объединившихся вокруг федеральных или региональных органов власти. Кстати, КПРФ тоже давно не пролетарская, не общенародная, а вполне номенклатурно-буржуазная партия со своими бизнес-структурами, которые тоже нуждаются в парламентских лоббистах.

Опыт показывает, что предвыборные обещания выполняются только в том случае, если за победившим на выборах субъектом стоит настоящая партия, имеющая политическую историю, лицо и программу. Лидеры таких партий могут меняться, но линия, которую они пытаются провести, одна и та же. И премьер-министр, и президент, опирающиеся на партию, связаны определенной логикой и программой. Партия же, в свою очередь, должна больше зависеть от поддержки избирателей, а не от поддержки Кремля. Она осуществляет связь между гражданином и властью. В этом ее сила, осмысленность всего политического процесса, осмысленность действий органов управления. Лидер государства сознает, что за его спиной - история, опыт, доброе имя партии. Если он наносит ему ущерб, его могут попросить уйти свои же.

Для выхода из затянувшейся неопределенности "внизу" должно скорее наращивать мускулатуру гражданское общество. Это сегодня происходит - вопреки бюрократическому сопротивлению. "Наверху" должна укрепляться политическая сила, способная выиграть выборы у "партии власти" и прийти к руководству страной в качестве настоящей правящей партии - с ясно сформулированными задачами и ответственностью перед избирателем. В таком качестве мы видим будущую объединенную правую партию.

Но для этого необходим закон, правильно отражающий сущность политических партий в России и позволяющий формировать органы управления на партийной основе. Тогда президенту, выбранному от партии, не нужно будет формировать вокруг себя силы, которые потом назывались бы "партией власти".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
638
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
676
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
294
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
421

Другие новости