Единый блок коммунистов и беспартийных в новой конфигурации.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Намного больше, чем 300 депутатов, проголосовали вчера за проекты конституционных законов о государственной символике, утвердив в качестве таковых музыку бывшего советского гимна, золотого двуглавого орла на красном фоне и бело-сине-красное знамя. Интересно отметить, что за произведение Александрова высказались более всего депутатов - 381 человек, флаг же и герб получили соответственно 342 и 343 голоса. Правда, и противников у нового российского гимна по результатам голосования оказалось больше: 53 депутата отказались утверждать его. Против же двух других государственных символов высказались 20 и 19 человек.
Однако главным событием вчерашнего "символического" заседания нижней палаты стал отказ фракций СПС и "ЯБЛОКО", которые ранее объявили, что не станут поддерживать музыку Александрова ни при каких обстоятельствах, и от поддержки флага и герба. Причем даже те несколько правых и "яблочников", имена которых в распечатке результатов электронного голосования оказались в числе сторонников этих госсимволов, затем довольно быстро сделали заявления о том, что они стали жертвами сбоев программного обеспечения думской голосовательной системы. Таким образом, эти фракции опять вступили в жесткий конфликт с Кремлем, что подтвердила и кулуарная речь Григория Явлинского, подчеркнувшего, что администрация президента сомкнулась с коммунистами и снова, как это было почти год назад, создала "агрессивно-послушное большинство". Господин Явлинский заявил, что руководство России ведет ее к историческому поражению, а позиция власти, в том числе в вопросе о госсимволах, "развеивает все иллюзии относительно ближайшей и среднесрочной перспективы страны".
По словам лидера фракции "ЯБЛОКО", она вместе со своим думским союзником СПС обсудит возможность обращения в Конституционный суд с протестом против процедуры принятия вчерашних конституционных законов. Обидел "малую оппозицию" в основном тот факт, что по решению Думы были отменены выступления лидеров депутатских объединений. Таким образом, никто вчера так и не услышал сокровенных мыслей Геннадия Зюганова по поводу "власовского флага", не узнал результатов архивных изысканий Бориса Грызлова, открывшего древние корни нового гимна, не почувствовал радости Владимира Жириновского по поводу того, что Путин взял на вооружение именно его старую идею конвергенции символов разных исторических эпох, не оценил глубины размышлений Евгения Примакова, слышавшего все поэтические редакции, прилагавшиеся к музыке Александрова, а также не узнал всех тех ужасных подробностей гражданского настроения, которые предполагали сообщить Ирина Хакамада и Григорий Явлинский. Впрочем, некоторые мысли последнего, вроде процитированных выше, вчера общественности оценить все же удалось - через различные каналы телевидения лидер "ЯБЛОКА" получил больше времени, чем ему было бы положено по думскому регламенту.
Что же касается руководителя ЛДПР, то он, отдавший в пользу всех символов немногие голоса своей фракции, вчера все-таки был крайне недоволен ходом и итогом заседания. И хотя вовремя слова он не получил, при первой же возможности он отругал организаторов мероприятия, подчеркнув: отмена общедумских дебатов привела к тому, что сторонники гимна, флага и герба не чувствуют радости от быстро сделанного ими правильного дела. Тем не менее радость определенные люди на Охотном Ряду вчера все-таки испытывали. В первую очередь это были сотрудники администрации Владимира Путина, которым была поставлена весьма жесткая задача обеспечить необходимое количество голосов. Задачу они выполнили и даже перевыполнили - благодаря фракции КПРФ и агропромышленной депутатской группе.
Именно поведение коммунистов и их союзника стало вторым по значимости событием вчерашнего пленарного заседания нижней палаты. Дело в том, что хотя их решение было разрешить в своих фракциях свободное голосование, левые, как это уже не раз бывало в прошлой Думе, просчитались и выделили из своих рядов гораздо большее количество "соглашателей", которое с лихвой компенсировало даже бойкот СПС и "ЯБЛОКА". Однако самым интересным стало официальное объяснение фракции КПРФ ее согласия с самодержавным орлом и белогвардейским флагом. Здесь, без сомнения, требовалось проявить высокую артистичность, а потому прочитать речь было поручено председателю думского комитета по культуре Николаю Губенко. Суть ее оказалась неожиданной - вместо оправданий своей уступчивости коммунисты довольно жестко атаковали президента и правительство. Господин Губенко, пожалев о несохраненной советской власти, тем не менее сообщил, что ее символами, конечно же, невозможно было бы освящать все те безобразия, которые творятся при нынешнем режиме. Так что, заметил депутат, предлагаемые президентом двуглавый орел и трехцветный флаг "вполне адекватны ситуации в стране". Что же касается гимна, подчеркнул он, то та же самая тяжелая ситуация как раз и диктует необходимость возвращения к его советскому варианту, потому что величественная музыка "многим просто поможет выжить". Николай Губенко пообещал, что в будущем старая советская символика обязательно потребуется народу, который неминуемо сплотится под красным флагом благодаря действиям нынешних властей.
Тем не менее стоит отметить, что на вчерашние голосования коммунистов скорее всего довольно серьезно подействовали разговоры о готовящейся на них атаке, целью которой должны были стать принадлежащие им в нижней палате комитеты. Опасение потерять даже ту малую долю влияния, которая есть в третьей Думе у левых, и заставило их, например, подчиниться команде президентской администрации дать дополнительные голоса после известия о том, что "ЯБЛОКО" и СПС участвовать в окончательном утверждении конституционных законопроектов не намерены. Еще одним косвенным доказательством довольно сильного испуга левых по поводу своих будущих взаимоотношений с Кремлем является и тот факт, что коммунисты потребовали проголосовать в целом и проект закона о знамени Вооруженных сил, который Александр Котенков предложил депутатам принять вчера только в первом чтении. А между тем г-н Котенков обещал, что при дальнейшей работе над законопроектом может быть учтена поправка левых даже в отношении красного флага, к которому они требовали добавить звезду.
После успешного утверждения инициативы Владимира Путина сделать государственную символику современной России своего рода отражением всех исторических эпох в первый ряд снова выдвинулась проблема слов, которые народ и его руководители станут распевать на музыку Александрова. Вышеупомянутый Александр Котенков вчера в одном из многих своих выступлений сознался в том, что ему очень нравится один из вариантов текста, в котором очередной куплет начинается строкой "мы миру открыли дороги Вселенной". По некоторым сведениям, эти слова есть в варианте Сергея Михалкова, который, видимо, все-таки является в глазах президента фаворитом. Если это действительно так, то Владимир Путин, которому Государственная Дума рекомендовала вчера создать специальную комиссию, а затем самому утвердить текст гимна с последующим представлением соответствующего законопроекта, в ее услугах определенно не нуждается, а следовательно, может издавать указ уже в ближайшее время.
Не повлияло на ход голосования и мнение Бориса Ельцина, который хоть и подверг критике вкусы нынешнего президента, но сделал это достаточно мягко. Пожалуй, лишь госсимволика, судя по словам экс-президента, и еще ситуация с подводной лодкой "Курск", позицию по которой Ельцин озвучивал ранее, являются основными пунктами, по которым расходятся два президента. В остальном же, опять-таки судя по ельцинским словам, у наставника и преемника никаких разногласий нет.