0
1237
Газета Политика Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Компромисс абсурда

Сергей Черняховский

Об авторе: Сергей Феликсович Черняховский - профессор кафедры общей политологии Международного независимого эколого-политологического университета

Тэги: гимн, герб, власть


МОЖНО понять новую власть РФ, решившую определиться с символами страны. Это нужно и для того, чтобы идентифицировать страну, и для того, чтобы идентифицировать себя в стране. До сих пор она, кажется, даже самой себе не ответила на вопрос: чья она власть, в чьих интересах она правит, к чему хочет привести страну.

И поскольку она не знает ответов на эти вопросы, она хочет сделать так, чтобы эти вопросы не имели смысла, чтобы в ответ на них можно было заявлять, что она - власть всех россиян, правит в интересах всего народа, а страну хочет привести к величию.

Справедливо осознавая, что общество расколото, что разрушены его смысловые поля, власть хочет уйти от выбора, какой части общества ей надлежит служить, и потому хочет устранить существующие в обществе расколы, добиться "национального примирения", в частности, склеивая между собой смыслы и символы разных, непримиримых друг к другу секторов общества.

Сама по себе понятная, поставленная цель выглядит малодостижимой, если исходить не из привычного стремления политического класса России выдавать свои предрассудки за реальное положение дел, а из самого реального положения дел. Однако предлагаемые средства делают ее абсолютно недостижимой.

Сложно представить себе примирение тех, кто был ограблен государством в ходе последних десяти лет, и тех, кому оно передало изъятые у первой группы ценности. Однако раскол не сводится к имущественному, социальному. Он глубже, поскольку проходит в ценностной, смысловой сфере, носит культурно-цивилизационный характер. Национальное примирение может быть между теми, кто относит себя к одной нации. Но допустимо ли говорить о единой отечественной нации? Являются ли одной нацией те, кто идентифицирует себя с территорией СССР, и те, кто идентифицирует себя с территорией РФ? Принадлежат ли к одной нации те, кто считает Февраль 1917 года крушением России, те, кто таковым считает Октябрь, и те, кто рассматривает его как начало новой мировой эры? Те, для кого трехцветный флаг - символ демократии, а красный - тоталитаризма, и те, для кого красный - символ свободы и мечты, а трехцветный - флаг армии Власова, т.е. символ предательства и фашизма? Те, кто считает себя гражданами СССР, и те, кто считает себя гражданами РФ? Те, для кого рынок - условие цивилизованной экономики, и те, для кого он признак неизжитого варварства? Те, кто выиграл от политики последнего десятилетия, и те, кто проиграл?

В настоящее время интересы этих двух образований политически соотносимы с разной территорией, историей, культурой, языком, разными экономическими интересами. Можно звать эти нации к примирению, можно какое-то время удерживать их от силовой конфронтации, но примирить их вряд ли возможно.

Однако если и пытаться решить задачу их примирения, самое бесполезное дело - звать их к миру под теми знаками, которые являются для них символами войны друг с другом.

Владимир Путин безусловно прав, говоря, что, отказавшись от символов прошлых эпох, мы объявим бесполезной жизнь поколений, которые были с ними связаны, и он не может с этим согласиться. Только смысл жизни одних был в том, чтобы ни царский, ни гитлеровский орел не летали над нашей страной, а смысл жизни других - в том, чтобы сорвать и растоптать красное знамя Революции. Верно, что в каждой эпохе было то, что служило славе страны, но верно и то, что в каждой эпохе были символы тех, кто подавлял, и тех, кто восставал против тирании, а победив - стремился защитить себя. Принять символы и одних, и других - значит бросить вызов и тем, и тем. Если появилась власть, которая не может сказать, с каким из этих знамен она себя ассоциирует в прошлом, значит, она призывает общество выяснить отношения внутри себя - без нее в будущем.

Борис Немцов тоже безусловно прав, когда говорит, что есть вопросы, которые не решаются голосованием, что, если мы хотим хотя бы относительной стабильности, мы должны уважать чувства тех, кто сегодня оказался в меньшинстве. Возможно, к этому стоило бы прислушаться. Однако разве в течение последнего десятилетия он и политически родственные ему силы прислушивались к мнению тех, кто тогда был в меньшинстве? Почему, меняя красный флаг на трехцветный, меньшинство не только не уважали, но даже не интересовались, не является ли оно большинством, а когда наступило время менять трехцветный на красный, эти люди вспомнили о правах меньшинства? Кто уважал мнение не меньшинства, а большинства, когда элиты делили на части союзное государство? Кто спрашивал большинство, когда проводили приватизацию? Может быть, его спрашивали, когда проводили обвал цен 1992 года и дефолт 1998-го?

Право меньшинства - важное право. Только когда меньшинство объявляет остальных быдлом, а себя - браминами, предназначенными править миром, оно не вправе ждать уважения такого права.

Если известные люди, представляющие в основном касту, явно выигравшую от трагедии последнего десятилетия, заявляют, что то, что ценно и значимо для остальных, находящихся, отметим, в большинстве, вызывает у них не уважение, а отвращение, они должны быть готовы не к уважению, а к ответному отвращению тех, кто некогда считал их своими кумирами. Тем более что общество уже слушало их более 10 лет и дорого за это заплатило.

Владимир Путин безусловно прав, когда хочет уважать мнение большинства. Но правда и в том, что нельзя примирить с народом тех, кто не стесняется выражать свое отвращение к его ценностям.

Предложив обществу признать символы его раскола, нельзя получить гражданский мир. Двуглавый орел царизма, триколор Корнилова и музыка Александрова лишь в кафкианском сознании означают взаимное признание. В реальности это значит, что сторонники трехцветного флага будут впадать в бешенство при звуках Гимна СССР, а сторонники последнего - жечь трехцветные полотнища, но все вместе станут свирепеть при мысли о том, кто доставил им такое большое удовольствие. В этом некое единство временно может быть достигнуто - пока совместными усилиями не будет устранен субъект, сумевший так ловко помирить белых и красных.

На самом деле, если власть всерьез хотела попытаться достичь примирения - хотя, повторяю, я слабо верю в примирение между ограбленным и грабителем как минимум без возвращения награбленного и публичного извинения последнего, - но если уж пытаться это сделать, надо было действительно выбирать символы, не вызывающие идиосинкразии у тех, кого мирят.

Такие символы можно было найти. В истории России есть Андреевский флаг, есть флаг Москвы, до Петра бывший государственным. В конце концов, само красное знамя действительно есть не только знамя пролетарского восстания, но и знамя Победы 1945 года, в этом отношении оно на деле есть символ национального единства.

Трехцветный флаг - самый неудачный из символов. Не говоря о его малой связи с реальной исторической символикой России - красный флаг действительно с ней связан и дольше, и глубже, - триколор политически слишком узнаваем в XX веке.

Это флаг белой армии, приняв его, власть принимает ее сторону в Гражданской войне, следовательно, не может рассчитывать на примирение тех, кто связывает себя с наследием Революции.

Это действительно флаг власовской армии - и, приняв ее сторону в Великой Отечественной войне, власть не вправе рассчитывать на примирение с собой тех, кто связывает себя с наследием Победы.

Наконец, это флаг Ельцина, разрушения Союза и политики 90-х годов - одобрив их, власть не вправе рассчитывать на примирение с собой тех, кто их не приемлет, кто пострадал от этой политики.

Приняв этот флаг, власть на своем фронтоне поместила изображение Колчака, Власова и Гайдара. Это ее право. Но зачем тогда было говорить о национальном примирении?

Владимир Путин безусловно прав, если хочет вернуть стране историю XX века. Но правда и в том, что трехцветный флаг в XX веке был флагом ненависти меньшинства к большинству, флагом борьбы меньшинства против большинства.

На самом деле у правых не так уж много поводов для возмущения: из советских символов Гимн Союза - самый относительно "нереволюционный" элемент, он не случайно заменил собой "Интернационал", когда в повестку дня встала не классовая борьба, а объединение народа в борьбе с внешней угрозой.

Надо обладать особыми, уникальными качествами непримиримого оппозиционера, чтобы в обмен на орла с триколором выторговать музыку Александрова с неизвестными словами. Не совсем понятно, как можно торговаться в вопросе о символах веры, но, если уж торговаться, оппозиция должна была бы отстаивать красное знамя с музыкой Глинки или песней "Широка страна моя родная".

Символы, как и победившую веру, провозглашают победители. Когда победителя нет, все определяется оценкой ситуации: либо дальнейшая борьба признана бесполезной - и тогда выбирается из символов то, что оставляет борьбу в прошлом и не вызывает протеста ни одной из сторон, фиксирует ничью, - либо борьба признается продолжающейся, и каждый продолжает ее под своим флагом.

Есть компромиссы здравого смысла, которые позволяют преодолеть разногласия, но есть компромиссы абсурда, соединяющие разногласия и дающие новый импульс старому противостоянию.

Похоже, в XXI век мы входим под флагом постмодернистского абсурда в символике, в которой есть единственное реальное содержание - констатация того, что политика государства вновь навязала нам тот самый имущественный конфликт, который в начале XX века и сокрушил символы царской России, - и входим в него под теми же флагами. Поднять над одним полем и красное знамя Буденного и Жукова, и трехцветный флаг Колчака и Власова - значит не помирить их между собой, а объявить призыв под эти знамена. У них разные национальные интересы - кровь и ненависть разделяют их, и эту кровь, и эту ненависть не скроешь за парламентским регламентом.

Владимир Путин безусловно прав, когда говорит, что хочет быть вместе с большинством народа. Но правда и в том, что он еще не понял, что это за большинство, в чем его интересы, и не готов открыто встать на его сторону.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1955
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3981
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3027
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2468

Другие новости