0
651
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2000 00:00:00

Корейское измерение внешней политики России

Андрей Федоров

Об авторе: Андрей Владимирович Федоров - директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике

Тэги: кореи, объединение


Во внешней политике России на азиатском направлении в ближайшее время весьма существенное значение будет иметь степень нашей вовлеченности в один из наиболее сложных (и вместе с тем перспективных) процессов - процесс объединения Кореи, который за последний год приобрел качественно новую динамику.

Ведь еще несколько лет назад было невозможно даже представить, что межкорейский диалог не только возможен, но и практически осуществим на самом высшем уровне. После встречи в Пхеньяне в июне с.г. лидера КНДР Ким Чен Ира с президентом Республики Корея Ким Дэ Чжуном стало окончательно ясно, что начался процесс реальных изменений в обстановке взаимоотношений не только между этими странами, но во всей обстановке вокруг "корейской проблемы".

Естественно, что даже при всем впечатляющем прогрессе, который уже достигнут, не следует думать, что дальше все пойдет легко и спокойно, с эмоциональным подъемом и без каких-либо проблем. Наоборот, сложностей теперь, возможно, будет даже больше с учетом того, что сейчас нужно будет приступать к решению значительного числа практических проблем, которые требуют весьма высокой степени проработки и политической ответственности обеих сторон.

При этом нужно особо подчеркнуть, что для Корейского полуострова неприменимы оценки и подходы, которые использовались и используются в отношении процесса объединения Германии. Процесс объединения здесь гораздо сложнее и политически, и экономически и имеет под собой одну, на мой взгляд, определяющую особенность: он начался и будет идти преимущественно "сверху", и было бы наивным думать, что 38-я параллель может исчезнуть как разделительная полоса в результате ситуации, которая была в Берлине осенью 1990 года. Разница между Севером и Югом гораздо больше, чем между ГДР и ФРГ, со многих точек зрения, и корейский вариант "Берлинской стены" вряд ли может исчезнуть в одночасье.

Следует также напомнить, что в совместной декларации от 15 июня с.г. подчеркивается, что "Юг и Север согласились решить проблему объединения Кореи самостоятельно, путем совместных усилий всего корейского народа".

Что касается внешней стороны процесса объединения, то налицо наличие "большой тройки", которая объективно заинтересована в непосредственном присутствии в его рамках. Это Китай, США и Россия. Причем, думается, готовящаяся сейчас к работе во власти республиканская администрация США включит "корейскую проблему" в число своих безусловных приоритетов (при общей большей ориентированности на АТР).

Для России в таком положении принципиально важно быть реальной составной частью этой "тройки" на постоянной основе, причем на достаточно высоком уровне. То есть весьма действенной может быть в конечном счете формула "2+3", поскольку именно эта "тройка" может выступить самым эффективным внешним гарантом процесса объединения.

Конечно, достаточно понятно, что эта формула может иметь потенциальную тенденцию к изменению в силу известного интереса Японии к данной проблеме, однако, думается, такое возможно лишь на более позднем этапе, учитывая не столь давнее историческое прошлое в отношениях между Кореей и Японией. Хотя, естественно, вопрос об объединении Кореи является предметом интенсивного обмена мнениями на двустороннем уровне между странами "тройки" и Японией.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы использовать все те преимущества, которые уже появляются с началом процесса объединения и появятся в будущем. Речь идет прежде всего об экономической стороне дела.

Это относится, во-первых, к уникальным возможностям использования железной дороги (дешевизна+скорость) для доставки грузов с юга Кореи (и из региона в целом) в Европу, при этом могут быть задействованы как российские железные дороги, так и инфраструктура российских портов и портов Латвии, Эстонии и Литвы на Балтике. То же относится и к транспортировке грузов в обратном направлении.

Во-вторых, участие Республики Корея в известном газовом проекте с разработкой Ковыктинского месторождения дает не только существенную финансовую выгоду собственно в реализации этого проекта, но и создает хорошие условия для перспектив экономического развития на его базе совместно с Россией и Китаем (и возможно, с Японией, если ее компании проявят соответствующую гибкость и правильно поймут все условия).

В-третьих, Россия сегодня объективно заинтересована в том, чтобы привлекать соседние государства и их человеческие ресурсы для развития Сибири и Дальнего Востока, о чем не так давно говорил Владимир Путин. Объективно нам более выгодно, чтобы приоритет в этом направлении был отдан Корее, чем Китаю.

В-четвертых, нет никаких сомнений в том, что в перспективе единая Корея станет одним из важнейших экономических центров в АТР, поскольку объединение потенциала Юга со всеми видами ресурсов Севера способно привести к "экономическому чуду". У России есть шанс принять достаточно активное участие в неизбежной модернизации промышленности Севера.

В-пятых, процесс объединения Кореи представляется весомым аргументом в пользу устранения столь широко пока что используемого, особенно в США, мифа о ракетной угрозе со стороны КНДР, и он позволил бы Москве в несколько иной плоскости говорить с Вашингтоном о такой проблеме, как ПРО.

Было бы, наверное, большой политической ошибкой в корейском вопросе оказаться в такой же ситуации, в которой мы оказались некоторое время назад на Ближнем Востоке, когда наше пассивное участие в процессе мирного урегулирования вызывало, мягко говоря, большие вопросы. Переломить там ситуацию России удалось лишь совсем недавно. Может быть, стоит уже сейчас подумать о том, чтобы создать должность специального представителя президента Российской Федерации по проблеме объединения Кореи с тем, чтобы деятельность этого представителя стала бы активной частью объединительного процесса.

Корейский полуостров - прямой сосед России, который должен рассматриваться в качестве одного из приоритетных в регионе, особенно с учетом того обстоятельства, что объединившаяся Корея в состоянии стать одним из важнейших политических и экономических центров влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С этой точки зрения существуют все необходимые предпосылки для того, чтобы в начале следующего года состоялся плодотворный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Сеул. Россия должна обеспечивать, на мой взгляд, равно интенсивный диалог как с Севером, так и с Югом, используя в полной мере свой политический потенциал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1130
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
827
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1111

Другие новости