Украина и Россия стоят на пороге нового тысячелетия. Событие это, несомненно, знаковое, прежде всего потому, что должны наконец уйти в прошлое все проблемы, мешающие активному украинско-российскому сотрудничеству. И главный вопрос состоит в том, сумеют ли два братских славянских народа сделать связи между собой по-настоящему плодотворными. Вопрос не праздный, особенно если учесть наше общее желание стать составной частью единого европейского цивилизационного пространства.
Сегодня экономические отношения между нашими странами далеки от совершенства. Как свидетельствует анализ российско-украинских договоренностей, заключенных на высшем уровне, эффективность их реализации крайне низка. По мнению экспертов, около 80% соглашений реализуется не в полной мере, либо вовсе не исполняется.
За реализацию межгосударственных соглашений в обеих странах отвечает большое количество разных ведомств, фактически никак не координируя свою работу. Крайне негативным фактором является также отсутствие контроля за исполнением подписанных президентами соглашений, имеющих зачастую стратегическое значение. Действующая система контроля отслеживает лишь формально-бюрократическое исполнение, в результате чего достигнутые главами государств договоренности зачастую буквально уходят в песок.
Тем не менее идут переговорные процессы, идет поиск возможностей взаимовыгодного экономического сотрудничества. И хотя работа в этом направлении фактически только начинается, есть признаки того, что события будут развиваться в правильном направлении.
В гуманитарной же сфере дела обстоят совсем плохо, она все явственнее становится самой серьезной проблемой в межгосударственных отношениях. А между тем именно вопросы гуманитарного характера являются наиболее болезненными. Поэтому те, кто сейчас ради своих эгоистических целей бьет по болевым точкам в украинско-российских отношениях (или даже искусственно их создает), должны отдавать себе отчет о возможных последствиях. Радикалы по обеим сторонам границы делают все возможное, чтобы посеять зерна противостояния в то время, когда два братских народа могут не просто жить в мире и согласии, но и взаимно дополнять и духовно обогащать друг друга.
Европейский опыт свидетельствует: путь конфронтации ведет в никуда, особенно если конфликты между отдельными политиками искусственно переводятся на уровень противостояния культур, языков, религий. Когда "профессиональные патриоты" начинают взаимный пристрастный подсчет русско- и украиноязычных газет, школ, телевизионных программ, книг и песен, сопровождая этот процесс комментариями соответствующего содержания и эмоциональными демаршами, ничего хорошего ждать не приходится.
Взаимопроникновение украинской и российской культур намного глубже, чем могут себе представить многие современные деятели, избегающие обременять себя большим интеллектуальным багажом. Без такого взаимодействия не могли бы появиться такие значительные культурные явления, как Боровиковский, Репин, Бортнянский, Гоголь, Костомаров, Бердяев, Вернадский, Паустовский. А как быть с национальным украинским гением Тарасом Шевченко, ведь в его творческом наследии далеко не последнее место занимает прекрасная русскоязычная проза? И это только несколько самых ярких примеров.
"Псевдопатриотизм" порождает такое страшное явление, как силовое вытеснение "чужой" культуры или языка. Неужели русский язык в свое время нуждался в такой "защите", как "Эмский эдикт" или "валуевские циркуляры"? Конечно, "украинская культурная экспансия" была для России очень "опасна", если, например, понимать под ней труды таких выдающихся мыслителей, как Феофан Прокопович и Стефан Яворский, или произведения уже упомянутых художников, композиторов, писателей, историков. Так зачем же повторять на новом историческом этапе прошлые ошибки? Зачем пытаться выдумывать отечественные аналоги печально известных эдиктов и циркуляров, чем занимаются отдельные украинские политики? Истинно государственный подход состоит в том, чтобы создавать условия для развития всех национальных культур. И, конечно же, нельзя рассматривать русский язык и культуру на Украине как нечто второсортное, снисходительно позволяемое лишь "национальному меньшинству".
Кстати, материалы о перерегистрации изданий (естественно, в первую очередь направленной против русскоязычных), затеянной Госкоминформом Украины, уже давно разошлись по всем мировым правозащитным организациям. Потерявшие представление о реальности номенклатурщики, заигрывающие с национал-радикалами, видимо, даже не задумываются, к каким последствиям, прежде всего для нашего государства, это может привести.
Выскажу очевидную мысль: всемерное развитие украинской культуры и государственная забота о развитии русского языка и культуры на Украине - явления не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, и государственная политика в данном направлении должна исходить именно из этого.
Украинская культура и язык были, есть и будут, то же самое относится и к русской культуре и языку. И спор о преимуществах одних перед другими абсолютно бесперспективен. Их развитие, как самостоятельное, так и взаимное, не может и не должно предполагать вытеснения. Реальность наших дней такова, что практически все жители Украины двуязычны. И это прекрасно. Чем больше языков знает человек, тем шире его интеллектуальный горизонт, и в этом залог будущего.
Гуманитарные вопросы не должны быть камнем преткновения в украинско-российских отношениях, а наоборот - играть ключевую роль в активизации межгосударственного сотрудничества. Как народный депутат Украины предлагаю созвать в Киеве - колыбели украинской и русской культур - межгосударственный форум "В XXI век без вражды и конфронтации: взаимообогащение культур вместо изоляционизма", в котором приняли бы участие известные общественные деятели Украины и России, парламентарии, представители культурной и научной элиты. Главная задача форума - в ходе конструктивного диалога снять все болезненные вопросы украинско-российских отношений, накопившиеся в гуманитарной сфере.
Необходимо также предпринять срочные меры для исправления ситуации, сложившейся с выполнением уже достигнутых соглашений, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие отношений между двумя странами как в политической, так и в экономической сферах.
Единственной действенной мерой в этом направлении, способной преодолеть чиновничью инерцию, может стать создание совместного независимого органа, призванного обеспечить жесткий контроль со стороны президентов двух стран за исполнением межгосударственных соглашений. Главная задача такого органа - вывести процесс контроля из сферы ведения чиновников-исполнителей, передав его в руки видных политических и общественных деятелей, пользующихся доверием глав государств.
Организационной формой такого контроля может стать межгосударственная комиссия по контролю за исполнением соглашений, заключенных президентами Российской Федерации и Украины. Поскольку предоставление права на осуществление подобного контроля в России и Украине гражданам другого государства было бы нарушением национального суверенитета, предлагаю (на основании соглашения между двумя президентами) создать две соответствующие национальные президентские (или государственные) комиссии по контролю за исполнением соглашений, заключенных президентами двух стран, которые будут действовать на основе единой структуры и иметь контрольные полномочия в своих странах. Члены двух комиссий автоматически составят межгосударственную комиссию.
Возглавлять комиссию должны два сопредседателя - с российской и украинской стороны, они же - председатели соответствующих национальных комиссий. Национальные комиссии и их председатели должны иметь право (каждая в своей стране) проверять в полном объеме деятельность всех госучреждений по исполнению соглашений, заключенных на высшем уровне. Национальные комиссии будут составлять отчеты для глав государств, в которых должны содержаться практические рекомендации с целью наведения порядка в деле исполнения соглашений, и предоставлять их межгосударственной комиссии. Последняя должна быть наделена правом вырабатывать рекомендации с целью интенсификации работы по выполнению соглашений, рассматривать взаимные претензии двух стран по поводу невыполнения тем или иным ведомством соглашения (с предоставлением соответствующей информации президентам и выработкой рекомендаций), а также обсуждать дальнейшие планы осуществления контроля.
С приходом к власти в России такого политика-прагматика, как Владимир Путин, который четко отделил государственные интересы страны от накопившихся за предыдущий период идеологических напластований, сложились особенно благоприятные возможности. Аналогичная позиция постоянно декларируется президентом Украины. Уверен, согласие между главами государств откроет новый этап по-настоящему реального стратегического партнерства между Киевом и Москвой.