0
684
Газета Политика Интернет-версия

01.12.2000 00:00:00

Как избежать конститу-
ционного кризиса

Борис Мирошин

Об авторе: Борис Владимирович Мирошин - действительный государственный советник РФ 3 класса.

Тэги: мирошин, конституция


После первого заседания Государственного совета стали раздаваться голоса о том, что теперь Совет Федерации скоро утратит свои позиции. Дескать, его полномочия постепенно будут переходить к новой президентской структуре. Что вообще лучше иметь однопалатный парламент: пускай им будет Государственная Дума, а Совет Федерации надо упразднить. Мало того, что заявления о ненужности Совета Федерации - конституционного органа - являются не чем иным, как призывом к изменению конституционного строя, во многом позиция "новых русских большевиков" основана не на заботе о государстве, а продиктована лихорадочными поисками своего места в меняющейся системе власти. Это очень плохо: в 1993 году одобрили Конституцию под первого президента, а теперь готовы растоптать ее ногами, поскольку "власть переменилась".

Однако такая позиция какой-то части политиков является все-таки реакцией на президентские инициативы об изменении порядка формирования верхней палаты парламента. Многое в этом порядке, закрепленном федеральным законом, не может не смущать не только руководителей регионов, но и широкую общественность. Понятно, что порядок формирования Совета Федерации не может выходить за рамки Конституции. А она предписывает, что каждый регион в верхней палате может иметь двух представителей: одного от законодательного, а другого от исполнительного органов власти субъекта Российской Федерации, которые при этом не избираются, а "входят" в Совет Федерации. И все же всех мучает вопрос: почему у фактически заместителей глав регионов в результате принятия нового закона оказалось больше государственных полномочий, чем у тех, кто направил их в Совет Федерации?

Речь идет, казалось бы, о таких "простых" вопросах, как право принимать государственные решения, одобряя или отклоняя федеральные законы, принятые Государственной Думой. Соображения о том, что полномочные представители будут согласовывать свои решения с "патронами" на местах, несерьезны. Нет у губернатора возможности сидеть в кабинете и по телефону давать советы, как голосовать его представителю (заместителю) по тому или иному закону. Нет такой возможности и у законодательного собрания субъекта Федерации. На свои заседания оно собирается один раз в полтора-два месяца, в остальное время в областном центре находятся лишь председатель да пять-шесть депутатов, являющихся руководителями постоянных комитетов. С кем же представителю законодательного собрания согласовывать свою позицию по тому или иному законопроекту?

Как известно, большинство законов, принимаемых нашим парламентом, попадает под семьдесят вторую статью Конституции, то есть составляет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего палата регионов и заинтересована их рассматривать, хотя, строго говоря, может этого не делать, они будут считаться одобренными "по умолчанию", если Совет Федерации не рассмотрит их в течение 14 дней. Но Конституция выделяет особый перечень вопросов, перечисленных в ее сто шестой статье, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации в силу их особой государственной важности. Это вопросы федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. Получается, что по новому закону главы регионов не могут решать эти вопросы, а их заместители будут иметь такие полномочия. Это абсурдное положение не могут не замечать и в президентской администрации.

Или взять статью 102 Конституции, определяющую вопросы ведения Совета Федерации. Это и вопросы утверждения изменения грани между субъектами Федерации; и утверждение указа президента о введении чрезвычайного положения; и назначение выборов президента и отрешение его от должности; и назначение судей высших судов, а также прокурора РФ и другие важные государственные полномочия. И опять по новому закону о порядке формирования Совета Федерации эти вопросы также будут находиться в руках "заместителей". Как не без оснований считают некоторые политики, такие важные вопросы доверять "заместителям" нельзя. Они и предлагают урезать полномочия Совета Федерации, поделив их между Государственным советом и Государственной Думой. А то и вовсе упразднить верхнюю палату. Но ведь это палата регионов, призванная отражать их интересы на федеральном уровне!

Представляется, что выход из образовавшегося конституционно-правового тупика все же есть. До тех пор, пока в результате всесторонне продуманной и надлежащим образом подготовленной конституционной реформы, проводимой при полном согласии всех участников политического процесса, не будет изменен порядок формирования Совета Федерации, возможно, путем прямых выборов, до этих пор нужно оставить за руководителями органов государственной власти регионов часть государственных полномочий на федеральном уровне. Имеется в виду, что на переходный период, до внесения соответствующих изменений в Основной закон, закрепить за руководителями субъектов РФ право представлять регионы на заседаниях Совета Федерации при рассмотрении важнейших государственных вопросов, перечисленных в статьях 102 и 106 Конституции.

В этих целях нужно всего лишь подготовить и внести в новый закон о порядке формирования Совета Федерации поправку следующего содержания:

"Статья 12.1.: При рассмотрении в Совете Федерации вопросов, перечисленных в части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов по вопросам, перечисленным в статье 106 Конституции Российской Федерации, полномочия представителей субъектов Российской Федерации в Совете Федерации могут осуществлять непосредственно главы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При этом речь не должна идти о неприкосновенности первых лиц регионов или об иных привилегиях. Но им должно быть предоставлено право не через посредников в лице своих представителей, а напрямую участвовать в принятии важнейших государственных решений. Для реализации этого права они должны иметь возможность приехать в Москву и проголосовать за свой регион. Вот и все. Если этого не сделать, если частично не "отыграть" назад с законом о порядке формирования Совета Федерации, события могут развиваться в русле конституционно-правового кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
510
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
542
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
225
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
333

Другие новости