Вполне возможно, что в оставшиеся до зимних каникул декабрьские дни Государственная Дума все-таки проведет первое чтение проекта конституционного закона "О Конституционном собрании".
В настоящее время думский комитет по госстроительству уже убедил авторов ряда аналогичных законопроектов отказаться от их продвижения, и скоро перед депутатами, судя по всему, останутся лежать только два документа. Один из них подготовлен группой депутатов из СПС во главе с Сергеем Ковалевым и предполагает, что 450 членов Конституционного собрания должны избираться, как и депутаты Думы. Второй, уже одобренный думским профильным комитетом, авторами которого выступают депутаты Борис Надеждин (СПС), Анатолий Лукьянов (КПРФ), Валерий Крюков и Вячеслав Володин (оба из ОВР), а также "яблочница" Елена Мизулина, предусматривает формирование Конституционного собрания из представителей различных органов государственной и судебной власти.
Кстати, представительство этих органов - вопрос до сих пор обсуждаемый. Еще несколько дней назад предполагалось, что общее число членов Конституционного собрания в 400 человек будет формироваться следующим образом: президент, 19 судей Конституционного суда, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов, 178 членов Совета Федерации во главе с его главой, 100 депутатов Государственной Думы - также во главе с ее спикером и 100 человек, назначаемых президентом из числа специалистов в области права. Однако теперь предлагается другое распределение - 150 депутатов, 68 президентских юристов, члены Совета Федерации - только представители региональных законодательных собраний, а губернаторы отдельно. Кроме того, вместо всех судей КС в Конституционном собрании станет присутствовать только его председатель.
Кстати говоря, согласно законопроекту именно последний должен возглавить вышеупомянутый орган, полномочия которого будут длиться не более 6 месяцев. Конституционное собрание можно созывать только после того, как сначала нижняя, а затем и верхняя палаты Федерального собрания каждая тремя пятыми голосов своих членов одобрит предложение об изменении глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, то есть согласится с необходимостью смены основ конституционного строя. Созываемое Советом Федерации Конституционное собрание уже на первом своем заседании должно избрать председателя и его трех заместителей, а затем выслушать доклад инициаторов изменения Основного закона. После чего проводит голосование по вопросу неизменности действующей Конституции. Если его итог оказывается положительным (необходимо собрать не менее 201 голоса из 400), то Конституционное собрание на этом свою работу и заканчивает.
Стоит отметить, что такие голосования должны будут проходить на каждом этапе его работы и после фактически каждого из них оно имеет шанс закрыться досрочно и безрезультатно. Кстати, следующее из них происходит после того, как решение о подтверждении неизменности действующего Основного закона большинства не получает. Проект Конституции, внесенный инициаторами, ставится на голосование за основу. Если оно оказывается успешным, то Конституционное собрание формирует из своего состава Рабочую палату в количестве не менее 90 человек, которая должна готовить проект к одобрению в целом. Однако и в том случае если документ за основу не принят, то работа собрания - и это единственный такого рода поворот - все-таки не прекращается. Его членам еще раз предлагается высказаться за или против пересмотра существующей Конституции и соответственно подготовки новой, и если большинство скажет, что это делать надо, то Рабочая палата отбрасывает вариант инициаторов и в течение двух месяцев готовит свой.
Если Рабочая палата создает свой вариант новой Конституции, то он, понятное дело, тоже должен быть выставлен на голосование за основу. Если он проваливается, то на этом все и завершается, а если получает одобрение, то уходит на доработку в Редакционную комиссию. Редакционная комиссия в составе не более 15 человек в течение двух месяцев должна обсудить все возможные поправки и вынести их на заседание собрания. Последнее простым большинством голосов принимает проект в целом или отклоняет его.
После редакционной правки проект новой Конституции подготавливается к принятию его тайным голосованием, для чего требуется не менее двух третей голосов, то есть поддержка как минимум 267 членов Конституционного собрания. Если они не собраны, но новую Конституцию все-таки поддержало более половины последних, то это означает, что впереди - референдум. Правда, назначить его Конституционному собранию также будет не очень просто - для этого нужно консолидированное согласие не менее 240 человек, то есть три пятых участников мероприятия. Понятное дело, что отрицательный результат и тайного голосования, и дискуссии о назначении референдума значит одно и то же - прекращение работы Конституционного собрания и неизменность Конституции действующей.