Хотя идея построения правового государства в Российской Федерации никогда не подвергалась сомнению, однако каждый из правовых институтов всегда имел свою собственную точку зрения на эту проблему. Наиболее последовательная позиция по этому вопросу была у судейского сообщества, которое в полной мере воспользовалось данным Ельциным карт-бланшем по перестройке правоохранительной системы. Утвердив еще в 1991 г. концепцию судебно-правовой реформы, судьи выполнили почти все пункты, непосредственно касающиеся их системы, по крайней мере в той части, какая была им доступна. Поэтому завершившийся вчера пятый Всероссийский съезд судей можно считать подведением итогов первого этапа судебно-правовой реформы.
Во время трехдневных заседаний судейского сообщества участники всячески демонстрировали единомыслие. Такие внутрикорпоративные вопросы, как выборы новых членов общественного Совета судей (этот орган действует в перерывах между съездами) и Высшей квалификационной коллегии судей, прошли быстро и слаженно. Специально к съезду судьи позаимствовали из Центризбиркома считывающие информацию с бюллетеней сканеры, но воспользовались ими только в первый день. А выборы новых членов и председателей в эти две организации бессменный председатель Совета судей Юрий Сидоренко (он был переизбран на свой пост) распорядился провести без всякой электроники, просто подняв руки. Подтвердилась ожидаемая отставка с поста главы ВККС Анатолия Жеребцова, которого заменил его заместитель Валентин Кузнецов.
Также деловито судьи обсудили ситуацию с неудовлетворительными результатами выполнения судебными приставами обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Судя по всему, на съезде решили предварительно "обкатать" уже подготовленный пленумом Верховного суда законопроект о передаче из Минюста приставов-"охранников" в подчинение судебному департаменту. Причем делегаты демонстративно "не заметили" выступления министра юстиции Юрия Чайки, в котором глава Минюста высказался категорически против этой идеи.
Кроме того, съезд судей принял постановление о мировых судьях, которое фактически передает под крыло судебного департамента при Верховном суде РФ процесс формирования этого правового института. Как известно, мировые судьи должны были рассматривать гражданские дела, причем если лично судьи финансировались из федерального бюджета, то все материально-техническое обеспечение им должны были предоставить субъекты Федерации. Однако только в пяти регионах местные власти сформировали соответствующие структуры, так что даже президент, выступая перед судьями, не удержался от упрека столичным городам, которые явно пренебрегают этим процессом. Судьи явно решили откликнуться на завуалированное предложение Путина и, видимо, выступят с соответствующей законотворческой инициативой, которая выведет из-под контроля регионов "свежесозданный" институт мировых. Тем более что давлением со стороны региональных властей судьи сыты по горло. Экс-председатель ВККС Анатолий Жеребцов даже предложил обратиться в Конституционный суд с запросом о соответствии Основному закону одной из статей Закона "О судебной системе", согласно которой президент согласовывает назначение судьи с местными законодательными органами власти.
Подводя итоги в заключительном слове, председатели трех высших судов дружно выразили уверенность в том, что отныне судебная реформа будет ускорена. В принципе у судей есть все основания выглядеть довольными существующим положением, ведь за прошедшие десять лет судебная власть была конституционно закреплена как самостоятельная ветвь государственной власти, высшие суды получили право законодательной инициативы, были разработаны новые принципы судопроизводства, базирующиеся на федеральных конституционных Законах "О судебной системе РФ", "Об исполнительном производстве", "О судебном департаменте" (а в Госдуме два года лежат на рассмотрении еще четыре законопроекта). Судя по решительному настрою Владимира Путина, продемонстрированному президентом еще в первый день съезда, теперь исполнительная власть намерена самым решительным образом контролировать не только общее направление этой реформы, но и ее конкретные задачи. Причем неважно, кто именно будет курировать построение правового государства от лица президента - Герман Греф, против концепции которого жестко настроено судейское сообщество, или какой-либо другой представитель исполнительной власти, очевидно другое - судьи в любом случае потеряют возможность определять ход реформы. Кстати, съезд официально подтвердил в своем постановлении необходимость вмешательства в процесс судебно-правовой реформы президента. В итоговом документе судейское сообщество просит президента принять меры по ускорению разработки и утверждению Государственной программы развития судебной системы РФ на период до 2005 г., а подготовку этого документа провести с участием представителей высших судов и Совета судей.