Сегодня мы стоим на пороге катастрофы. Россия вырождается! За последние восемь-десять лет у нас резко увеличилось количество больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, туберкулезом, СПИДом, сифилисом. Такой ситуации, как у нас, нет нигде в мире. По уровню рождаемости мы догнали цивилизованные страны, а по уровню смертности - почти сравнялись с самыми слаборазвитыми. И на здоровье в России еще и экономят. Отговорка из традиционных: нет денег, экономический кризис. Но в Финляндии, к примеру, во время экономического кризиса вместо 7% от ВВП на здравоохранение стали выделять 9%, чтобы народ не пострадал. А у нас сейчас отчисления 2-3% от ВВП.
Еще в мае 1997 года состоялись парламентские слушания "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России", организованные комитетом по охране здоровья и спорту ГД РФ. На них впервые был констатирован чудовищный кризис здоровья нации и здравоохранения. Прямо отмечалось, что ждет Россию, если не будут приняты самые кардинальные меры.
Увы, тогда к нам не прислушались. Прошло три года, и сейчас демографическая ситуация куда более тревожна. Смертность превысила рождаемость в 1,8 раза (в 1998 году "разрыв" составлял 1,6). Если нынешние тенденции сохранятся, то через 20-25 лет в стране будут проживать лишь 100 млн. человек, а примерно к 2075 году - 50-55 млн.
Население России катастрофически стареет: уже сегодня на одного пенсионера у нас приходится 1,5 работающего, а через несколько лет это соотношение будет один к одному. Во многих странах в повестке дня - проблема ограничения рождаемости, а в России - проблема выживаемости нации как таковой. В короткий срок поднять рождаемость не получится, это очень длительный, инерционный процесс. Давайте сконцентрируем силы и средства на сокращении сверхсмертности, особенно среди мужчин. Ведь смертность среди трудоспособных мужчин в России в четыре раза больше, чем среди женщин, и в 2-3 раза выше, чем в других странах. Главное, чтобы была на эти решения политическая воля, чтобы это стало повседневным делом государственных институтов, политических партий, ведь о здоровье нации последние вспоминают только во время выборов.
Необходимо наконец четко определить приоритеты в самом здравоохранении, чтобы не размазывать деньги, как манную кашу по тарелке. Я бы выделил здесь прежде всего охрану материнства и детства, борьбу с социально опасными заболеваниями - наркоманией, СПИДом, сифилисом, туберкулезом.
Женщины и дети составляют почти 80% населения России. И именно они наиболее остро отреагировали на все изменения в нашей жизни резким ухудшением состояния своего здоровья. Необходимо всерьез заняться проблемами родовспоможения. Здесь очень многое определяется качеством медицинского обслуживания, качеством медицинского оборудования. Речь идет о ранней диагностике, безопасных родах. Значит, деньги надо вкладывать прежде всего сюда.
СПИД, сифилис, наркомания. Здесь, по существу, медицина пока бессильна. Поэтому деньги надо вкладывать в профилактику, в пропаганду здорового образа жизни. Нужно прежде всего в электронных средствах массовой информации 10-15, если надо 20 раз в день (по каждому каналу!) разъяснять, растолковывать, я бы сказал, даже разжевывать, что надо делать.
Ясно, что только правительство может повлиять на электронные средства массовой информации. "Обязаловка" - для государственных теле- и радиокомпаний. Для остальных - система льгот. Не желаешь пропагандировать здоровый образ жизни - плати за сигнал, за другие услуги по полной катушке.
Туберкулез. Ситуация сегодня такова, что, если в самое ближайшее время не будут приняты экстренные меры по борьбе с туберкулезном, его эпидемия буквально взорвет Россию. Уже к 2001 году показатель заболеваемости в стране может достичь 118-120 человек на 100 тыс. населения. Наша страна практически будет отброшена на рубежи 1965 года.
В нашем комитете подготовлен законопроект о защите населения от туберкулеза, который уже принят в двух чтениях. Также по нашей инициативе разработана федеральная программа по борьбе с туберкулезом до 2002 года. В прошлом году эта программа была профинансирована почти на 100%. Однако эти 100% - все равно мизер. Изначально средств закладывается крайне мало. Если называть вещи своими именами, мы продолжаем финансировать лечение туберкулеза, дай бог, на 10%.
Сейчас в Госдуме продолжается работа над федеральным бюджетом на 2001 год. С сожалением должен констатировать, что здравоохранению в очередной раз не повезло. Бюджет был изначально сформирован правительством вопреки мнению граждан, ставящих, как показывают социологические опросы, на первое место в череде жизненно важных проблем именно охрану здоровья.
Социальные параметры бюджета не соответствуют и положениям Послания президента России Федеральному собранию, где прямо сказано о приоритетности сферы здравоохранения. Хотя нашему комитету и удалось увеличить расходы на здравоохранение в федеральном бюджете на 1 млрд. рублей (прибавки получат федеральные целевые программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Анти-ВИЧ/СПИД", "Сахарный диабет"), ситуация с финансированием этой сферы остается крайне сложной.
Если у государства нет денег, чтобы вылечить человека, значит, надо помочь ему сохранить свое здоровье.
Государственной Думой принят в первом чтении законопроект о борьбе с курением, разработанный в нашем комитете. Его цель - оградить от этой вредной привычки подрастающее поколение. Однако дальнейшая судьба законопроекта неясна. Уж очень много у него противников, в том числе и в Государственной Думе...
Столь же необходим Закон "О социальных основах государственной алкогольной политики", над которым работает наш комитет. Я убежден, что эта политика должна преследовать единственную цель - сохранение физического и нравственного здоровья народа. Любые разговоры о пополнении бюджета за счет так называемых "пьяных" денег безнравственны по своей сути.
Не могу не закончить эти заметки такой мыслью. Что называется, наболело. В последнее время опять активизировались разговоры об особом пути России. Мне кажется, что они уводят нас в сторону, отвлекают от решения реальных проблем, которые буквально терзают страну. Национальный характер расхристанного мужичка, принимающего решения обязательно в пьяном виде, готового все продать ради сиюминутного блага, рассчитывающего только на "авось", годится лишь для фильмов ("Особенности национальных охот и рыбалок") и анекдотов.
Выражения "голосуй сердцем", "душа болит" - чисто русские. Нам приписывается иррациональность поведения и мышления. Я считаю, что нам не чужда нормальная линия поведения. Если мы видим, что вымираем, то должны соответственно и реагировать. Когда страна в долгу как в шелку, то надо особенно тщательно просчитывать экономическую целесообразность того или иного решения.
Повторюсь: надо быть рациональными. Надо накормить детей, а потом думать о скоростных дорогах и других неоправданно дорогих проектах. Мы, видите ли, скорее построим памятник ветеранам войны, чем обеспечим им достойную жизнь. Где логика?