Путин нашел подход к судьям (на фото справа налево: Марат Баглай, Юрий Сидоренко, Вячеслав Лебедев).
Фото Александра Шалгина (НГ-Фото)
Вчера в Москве открылся пятый Всероссийский съезд судей, который будет проходить в течение трех дней. В работе съезда участвуют более 650 делегатов, в том числе от судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, высших и мировых судов, а также Конституционного суда.
В первый же день работы стало понятно, что представители третьей власти настроены вполне благодушно по отношению к действиям власти исполнительной. В работе съезда принял участие президент Владимир Путин, которого сопровождали глава кремлевской администрации Александр Волошин и его первый заместитель Дмитрий Медведев. Кроме того, в президиум съезда "через одного" усадили судебных иерархов и глав почти всех правовых ведомств: председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, главу Конституционного суда Марата Баглая, руководителя Арбитражного суда Вениамина Яковлева, председателя Высшей квалификационной коллегии судей Анатолия Жеребцова, главу общественного Совета судей Юрия Сидоренко, уполномоченного по правам человека Олега Миронова, министра внутренних дел Владимира Рушайло и министра юстиции Юрия Чайку. Правда, хотя состав приглашенных был заранее известен, буквально перед выходом президента на сцену из президиума вдруг деловито вынесли лишние стулья. Рискнем предположить, что по крайней мере один из этих пустых стульев предназначался представителю Генпрокуратуры, который почему-то пренебрег приглашением.
Заседание торжественно открыл сам президент. Речь Владимир Путин произнес в целом дружелюбную, позволив себе лишь одно, самое общее критическое замечание, однако зал слушал эту речь так напряженно, в такой гробовой тишине, что решительно пропускал мимо ушей все попытки оратора как-то наладить диалог с залом. Судейское сообщество впервые встречалось с новым президентом и явно рассматривало выступление Путина как программное заявление по проблемам реформирования судебной системы. Начатая еще в 1991 г. судебная реформа была отдана на откуп судейской корпорации, инициировавшей значительное расширение компетенции судов, создание двух видов специализированных судов (конституционные и арбитражные), обеспечивших конституционные гарантии независимости третьей власти (судебный департамент). Однако за последние полгода неоднократно появлялись слухи о том, что теперь реформой третьей власти будет руководить Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа. Но Путин коснулся некоторого ограничения прав судей лишь в отношении квалификационного контроля за качеством деятельности третьей власти: он предложил ввести в состав ВКК представителей общественности и депутатского корпуса. Президент также гарантировал материальную поддержку третьей власти и твердо заявил, что поддерживает и ускорение реформы, и распространение "компетенции суда на все сферы жизни государства", но предлагает "проанализировать качества" сложившейся системы и наконец-то определить сроки окончания реформы, чтобы суды работали "на повышение престижа государства".
Прежде чем Путин покинул заседание, оставив Александра Волошина присматривать за съездом из президиума, ему пришлось выслушать ответное выступление Вячеслава Лебедева. Председатель ВС, с удовлетворением отметив увеличение госрасходов на содержание третьей власти в будущем году, в то же время решительно отвел все замечания по поводу некоторого замедления судебной реформы: основной задачей судов является "осуществление правосудия", а в реализации реформы должны более активно участвовать исполнительная и законодательные ветви власти. И хотя упрек Лебедева был завуалированным, президент не стал делать вид, что ничего не заметил. Он жестко осадил оратора, указав, что "вы добивались" перевода части вопросов именно в ведение судов, так что теперь этот "огромный объем работы надо переварить". Следом за Лебедевым выступил Вениамин Яковлев, который покритиковал за несовершенное материальное законодательство, когда даже бесспорное дело налоговая полиция непременно пропускает через суд. Наконец, глава Конституционного суда Марат Баглай, подчеркнуто демонстрируя солидарность с судейским сообществом, попросил слушавших "не трепетать" относительно дела о возмещении вреда, причиненного гражданину судьей, заверив, что КС "не даст в обиду коллег".
Таким образом, съезд подтвердил намерения двух ветвей власти продолжить совместную работу по продолжению и завершению судебной реформы. Выступая перед журналистами, Лебедев даже заявил, что ее могут закончить за два с половиной года. Правда, прошедшее заседание показало, что единая позиция все еще не сформирована. Сегодня съезд рассмотрит внутрикорпоративные вопросы, связанные с перевыборами Совета судей и Высшей квалификационной коллегии.