В ПОСЛЕДНЕЕ время со страниц газет, с телеэкранов, в эфире радиостанций звучит немало критических высказываний в адрес журналистских союзов, в том числе и московского.
Если говорить о сути претензий, то вкратце они таковы: Союз вроде бы не оправдывает надежд входящих в него профессионалов, его корпоративное лицо - лишь видимость. В деловом плане он беспомощен, поскольку не может защитить журналистов, помочь обрести им достойные условия существования, квалифицированную творческую помощь.
Выходы из "кризисной" ситуации видятся различными. Одни тоскуют по прежнему Союзу журналистов СССР, который якобы был более эффективен и авторитетен. При этом забывают, что возврат к прошлому невозможен. Тем более если припомнить, что творческим Союз был в первые свои два десятилетия, когда в нем была необходимость, обусловленная, с одной стороны, "оттепелью", а с другой - необходимостью инструмента "холодной войны". Но как только власть предержащие уловили "верхним" слухом демократические тенденции в журналистском Союзе, он был быстро обескровлен путем замены творческого лица бюрократическим.
Еще один выход из той же, будто бы "кризисной", ситуации, в которой находится наш Союз и все журналистское движение, видится его критикам в создании альтернативного нынешнему Союзу журналистов объединения. Об этом сообщили в минувшую пятницу Александр Любимов, Виталий Третьяков и Михаил Гусман.
Идея, на наш взгляд, несколько странная и в чисто организационном плане - проблематичная.
Вместо того чтобы развивать, совершенствовать тот Союз, который имеется, придать ему соответствующие времени организационно-творческие импульсы, предлагается создать новую надстройку, судя по всему, отвечающую рыночным частным корпоративным интересам, а не творческим, социально-защитным функциям.
Если бы сторонники этой идеи взглянули "окрест", то без труда заметили, что по предлагаемому ими пути уже прошли писатели, создававшие в свое время массу подобных структур. Что из этого получилось - известно, в том числе и по атмосфере в писательской среде, и по творческим "успехам" российской словесности. Недавно они отвергли свои прежние центростремительные увлечения и снова объединились в ассоциацию.
Известно, что и кинематографисты на заре рыночных отношений пошли по тому же пути, томимые отнюдь не "духовной" жаждой. Что из этого получилось, опять же видно по состоянию современного отечественного кинематографа.
И вот нам предлагается нечто другое, в современных условиях просто неосуществимое, хотя что-то в предлагаемых моделях есть. В частности, было бы хорошо выше поднять социальный статус журналиста, обеспечить его в будущем такой пенсией, которая сегодня и не снится. Но решаться эта задача может не только организационными средствами.
И мы в этом хорошо убедились за годы существования Союза. А последние 10 лет надо нам всем каждый год засчитывать за два, потому что мы занимались не только текучкой, но и элементарными проблемами выживания.
Работаем мы, без ложной скромности, в полную силу. Ветераны журналистики (а их в московском Союзе более 6 тысяч человек) знают это не понаслышке. Для тех же, кто сегодня трудится в СМИ, проводим творческие конкурсы, издаем книги по журналистике, а для преодоления информационного дефицита - встречи "за круглым столом", брифинги, пресс-конференции и т.д. Будущие журналисты - студенты факультета журналистики МГУ им. Ломоносова - получают наши премии. И все это делается фактически на нулевой финансовой базе (членские взносы занимают ничтожное место; изредка помогают благотворители, но не из журналистской среды), при минимальном рабочем аппарате (на постоянной основе у нас работают лишь 7 человек), на энтузиазме общественности, которая всегда нас поддерживала.
Естественно, в поле зрения Союза журналистов Москвы дела, связанные с законотворческой деятельностью, поддержкой журналистов в России и в ближнем зарубежье, подвергающихся преследованиям со стороны властей.
Недавно мы вместе с коллегами из "Комсомольской правды", "Труда", "Московского комсомольца" и "Московских новостей" помешали бюрократам Украины закрыть популярнейшую газету "Сельские вести".
Вместе с Союзом журналистов России лоббируем законы, касающиеся деятельности СМИ. Вот уже четвертый год продолжается наша деятельность, связанная с принятием закона о творческих союзах. (К сожалению, дело продвигается медленно, но не по нашей вине). А между тем этот закон, будь он принят, создал бы для журналистов правовое и профессиональное поле.
Недавно мы в который раз обратились в правительство РФ с настойчивой просьбой восстановить Государственную премию России за работы в области журналистики и публицистики, которую присуждали лучшим нашим коллегам в советские годы.
Наша постоянная забота - профессиональная подготовка журналистов. Сейчас создаются постоянно действующие курсы повышения квалификации, переподготовки журналистов. Это будут своего рода мастер-классы, максимально приближенные к современной журналистике, так как именно в дефиците профессионализма - корни кризисных явлений, происходящих в СМИ.
Немало предстоит нам сделать и в плане усиления профсоюзных функций организации, создания авторитетной Ассоциации редакторов и издателей. Именно эти две структуры - профсоюз наемных работников и Ассоциация руководителей и владельцев СМИ - должны стать главенствующими в обновленной цеховой организации. К сожалению, опыт коллег из Российского Союза в этом направлении ощутимых результатов пока не дал.
Разумеется, осуществляя реформирование организации, мы должны взять все положительное, что было в прошлом, сохранить и развить лучшие традиции, которые еще не раз будут востребованы новыми поколениями журналистов.
Недавно мне пришлось заглянуть в наши архивы, поднять учетные карточки тех, кто состоял в нашей организации. Надо сказать, этим людям даже не приходило в голову заниматься критиканством, бездумным оргстроительством, они искренне делились со своими коллегами профессиональным опытом. Среди них - Юрий Жуков, Алексей Аджубей, Анатолий и Валерий Аграновские, Евгений Рябчиков и многие другие. Вот бы и нынешним "мэтрам" проторить тропинку в наш Союз и заняться нужным делом.
И еще. Решая большие творческие проблемы, нельзя забывать о самых, что ни на есть насущных, бытовых нуждах членов нашего Союза. Вот почему секретариат Союза каждые два года вводит в строй новый жилой дом для журналистов. Серьезные адресные социальные программы разработаны и для ветеранов.
Все эти проблемы нужно и можно решать, но не путем создания новых структур, по поводу которых развертывается нынешняя кампания, а иными путями и возможностями.
Кто-то скажет: "Вы защищаете честь своего мундира!" А, собственно, почему бы и нет, если этот самый мундир дорог и достался поистине огромным количеством времени, сил и нервов?! И все же главное не в этом, а в объективном, спокойном анализе ситуации в нашем журналистском движении. Надо отделить реальные проблемы от эпатажных, надуманных и амбициозных.
Что правда, то правда - журналистам, которые давно ратовали за переход к рыночной экономике и даже переусердствовали по части ее идеализации, пришлось первым испытать ее жесткий, если не сказать жестокий, нрав. Итог известен - резкий рост цен на бумагу и полиграфические услуги, дикие условия распространения печатных изданий, что, естественно, сразу же отразилось на материальной стороне журналистской жизни. К этому надо добавить причуды молодой демократии, провозгласившей и законодательно утвердившей гласность и свободу слова, но не сумевшей практически ничего сделать для их реального продвижения в жизнь. Закон о СМИ устарел сразу после рождения и никак не согласуется с Гражданским кодексом РФ.
Что могли сделать в этих обстоятельствах журналистские союзы?
Отдать себя на милость победителей-рыночников или оставаться самими собой? Мы выбрали второй путь и полагаем, что сделали правильно, хотя и прекрасно понимаем: одним, без поддержки всего цеха, а главное - государства, не продержаться. Можно создавать один, два, десять, двадцать альтернативных творческих союзов: толку не будет. Не рынком единым мы, журналисты жили и живем, но считаться с реалиями, конечно же, должны.
Наш Союз далеко не исчерпал свои потенциальные возможности как творческое объединение и, право же, не заслуживает гнева, даже праведного, со стороны коллег. А вот сообща, опираясь на властные органы и общественность, вывести творческую организацию, да и журналистику в целом, из состояния если не кризиса, то стагнации - наша сверхзадача.