Найти замену главе своей администрации Путину будет не так легко.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
СЛУХИ о возможной и скорой отставке главы президентской администрации Александра Волошина за последние полгода возникали по меньшей мере три раза.
Но если раньше доводы в пользу неизбежности аппаратной перетряски в Кремле концентрировались вокруг того, что сам Волошин уже подыскал себе "запасной аэродром" - то в кресле главы РАО "ЕЭС России", то в кабинете руководителя "Газпрома", - сейчас аргументация изменилась. На днях фигурой номер один на поле политических прогнозов стал полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, которого прочат на роль возможного преемника Александра Волошина. Эта информация поступает не только из аппарата самого Полтавченко (в этом случае к ее появлению вполне можно было бы отнестись скептически), но и из некоторых других источников. Вместо Полтавченко, по данным тех же источников, полпредом в ЦФО собираются назначить его заместителя Василия Кичеджи.
Собственно, Полтавченко был не первым "кандидатом", кто, по слухам, мог сменить действующего главу президентской администрации. В этой роли так или иначе успели побывать и недавно снявший с себя погоны глава Совета безопасности Сергей Иванов, и вполне гражданский полпред Приволжского федерального округа Сергей Кириенко. По сравнению с остальными полномочными представителями политический стаж последнего выглядит достаточно солидно. Но политика - это не только стаж, и даже не только вес и интуиция, но еще и команда. А в неофициальных разговорах некоторые полпреды, к числу которых Кириенко, кстати, не принадлежит, признавались, что у них есть только один начальник - Сергей Иванов.
Конечно, сосуществование в одних и тех же бюрократических коридорах двух столь непохожих политиков, как Волошин и Иванов, с разными подходами, но одинаково высокими должностями и серьезными полномочиями, многих заставляет вспомнить любимый афоризм Александра Лебедя, что "два медведя в одной берлоге не живут". И если это и не создает между Волошиным и Ивановым открытого конфликта, то по крайней мере дает повод для разговоров о такой возможности, сколько бы кремлевские источники ни говорили об их взаимной поддержке на разнообразных совещаниях.
Лучшим подтверждением различия в политических подходах Волошина и Иванова может послужить финансовый конфликт между "Газпромом" и "Медиа-МОСТом", последний раунд которого развернулся в отсутствие президента Путина в России. Главе "Газпром-медиа" Альфреду Коху пришлось немало потрудиться над тем, чтобы, с одной стороны, придумать достойное объяснение причин отзыва своей подписи с мирового соглашения между компаниями, а с другой - соблюсти рамки политкорректности и не "обидеть" никого из хозяев тех кабинетов, в которых в действительности решалась судьба многострадального мира. Как утверждают источники "НГ", последними договоренностями между "Газпромом" и "МОСТом", не требовавшими одобрения суда, а значит, снижающими роль правоохранительных органов в урегулировании этого конфликта, глава Совета безопасности остался не слишком доволен (из-за чего и возникла заминка), тогда как руководитель администрации нашел их вполне сносными. Однако даже в этой ситуации был найден относительно компромиссный вариант, во всяком случае в публичной стороне вопроса. Это, кстати, является косвенным подтверждением, что выносить аппаратные споры на суд общественности и делать шаг к открытому противостоянию ни один из политиков пока не собирается.
Определенная сдержанность Иванова и Волошина по отношению друг к другу, вполне вероятно, связана с тем, что они лучше, чем кто бы то ни было, знают путинскую логику принятия политических решений. В Кремле уже привыкли к тому, что президент предпочитает сначала выслушать все мнения и составить свое представление о той или иной проблеме, затем сформулировать методы их решения и только после этого приступить к подбору соответствующих исполнителей. Во всяком случае, именно так выглядел процесс принятия решения о делении России на семь федеральных округов.
Очевидно, что первый этап путинских реформ если и не завершился, то "идеологическая точка" в нем уже поставлена. С этим более или менее согласны и федеральные, и региональные политики, и сами полномочные представители президента. Точно так же мало кто сомневается в том, что за первым этапом должен последовать и второй, который будет заключаться уже не в приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным или в перераспределении экономических полномочий в вертикали власти, а в чем-то принципиально новом. Однако никаких намеков на его содержание в Кремле пока не дают. А потому и о перетрясках в администрации президента говорить всерьез пока еще рано. Хотя довод о том, что Путину пора бы уже избавиться от представителей ельцинской команды, в общем-то имеет право на существование. Однако уход Волошина из администрации президента, когда бы он ни произошел, наверняка будет сопровождаться отставками и других игроков ельцинской команды, что может повлечь за собой кадровые перестановки и в правительстве.
Между тем все слухи о возможной замене Волошина на Полтавченко в Кремле опровергают. По мнению источника "НГ", "полпреды еще не доказали своей состоятельности на новом месте. Лишь совсем недавно о них стало возможным говорить не краснея".