ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Центрального банка Виктор Геращенко вчера не смог убедить депутатов в том, что его мнение по поводу кандидатуры аудиторской компании, которая будет проверять годовой отчет ЦБР за 2000 год, должно быть решающим. Выбор г-на Геращенко - международная аудиторская фирма "Прайсуотерхаус Куперс" - был отвергнут думскими комитетами по бюджету и по кредитным организациям еще на стадии межкомитетского согласования. Тем не менее вчера председатель Центробанка все-таки предпринял последнюю попытку настоять на своем и заставить думцев отказаться от идеи поручить очередной ежегодный аудит главного российского банка компаниям "Делойт и Туш" и "Финансовые и банковские консультации" (ФБК).
Виктор Геращенко сначала заявил, что Центральный банк, конечно, не станет возражать, если его аудит проведет любая квалифицированная и опытная фирма, однако затем объяснил, что та, которая выбрана депутатами, таковой не является, тогда как "Прайсуотерхаус Куперс" подходит по всем критериям. Он рассказал, что у последней есть и опыт четырехкратного общения с ЦБР, и хорошая всемирная репутация, и множество умелых работников, и аудит она делает по международным бухгалтерским стандартам. "Делойт и Туш", сказал глава Банка России, всего этого не имеет.
К словам председателя ЦБР, которые раньше для большинства депутатов были чуть ли не прямым руководством к действию, вчера прислушиваться никто не стал, более того, его упорство вызвало в Думе сильные подозрения. Их сформулировал депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, заметивший, что аудитором как раз и следует назначать ту фирму, которую г-н Геращенко не хочет, а не ту, которую он лоббирует, очевидно, намекая, таким образом, на некоторые личные связи двух давних партнеров. Впрочем, глава Центробанка не остался в долгу и рассказал о другой возможной связи, которая, вероятно, и стала причиной выбора аудитором "Делойт и Туш". Прямо на заседании он заявил о том, что в последней работает человек, который раньше был членом правления обанкротившегося теперь банка "Восток-Запад", вместе с нынешним главой думского бюджетного комитета Александром Жуковым в том же качестве, а возглавлял этот банк Борис Федоров - бывший вице-премьер, министр финансов и депутат, старый недруг Геращенко, а ныне миноритарный акционер РАО "Газпром" и "ЕЭС России". Господин Жуков на такой личный выпад ничего отвечать не стал, а результаты голосования показали, что допустил его г-н Геращенко напрасно - 240 человек высказались за "Делойт и Туш" и только 27 были против.
Вчера же депутаты совершили еще одно важное дело, правда, настолько быстро, что мало кто из них понял, в чем же суть. Дело в том, что они одобрили сразу в трех чтениях поправки ко второй части Налогового кодекса и к закону о введении ее в действие. Представители думского комитета по бюджету и налогам назвали все эти поправки техническими и редакционными, не меняющими содержания той самой налоговой реформы, над которой Дума и правительство бились всю весну и начало лета. Надо отметить, впрочем, что на Охотном Ряду есть такие законодатели, которые считают, что налоговая реформа должна быть записана не в заслуги, а в проступки нижней палаты. Главной же ошибкой некоторые депутаты считают введение единого социального налога вместо раздельных взносов в Пенсионный и другие социальные фонды.
Поэтому еще 18 ноября они внесли проект закона о приостановлении его действия в 2001 году. Социально озабоченные законодатели тем не менее оказались не в курсе некоторых процедурных особенностей, связанных с утверждением и вступлением в силу налоговых законов. Дело в том, что все налоговые нововведения должны начинать свое действие с нового налогового года, но публиковаться - не менее чем за месяц до его начала. Новый налоговый год начинается 1 января, а это значит, что закон о моратории на взимание единого социального налога должен быть опубликован к 1 декабря, что, в свою очередь, означает, что он должен пройти три думских чтения, Совет Федерации и президента за одну неделю. Понятное дело, что это осуществить не удастся.