МНОГИЕ из проводимых в последние годы глобальных преобразований России негативно оцениваются обществом. В частности, это касается механизмов перевода страны в рыночную экономику. В основу этих механизмов были положены зарубежные рекомендации, полученные без учета психологии, этики и культурологических предпочтений в поведении россиян. Психологи предсказывали негативные последствия готовящихся социальных преобразований, однако их мнение не было услышано. Стратегические решения принимались "узкими группами" "узких специалистов".
В этой связи возникает вопрос о роли российской интеллигенции. Наша интеллигенция обладает самым мощным интеллектуальным потенциалом на планете, способна целостно воспринимать и анализировать любые хитросплетения сложнейших социальных систем и процессов. Она умеет брать на себя роль лидера в обществе в кризисных ситуациях, как это было в 1991 году.
Почему же сегодня интеллигенция находится не на переднем плане социальных преобразований России? Ответ на этот вопрос можно найти, анализируя наиболее распространенные точки зрения на роль интеллигенции в современных условиях.
1. Интеллигенция в роли "транслятора западных шаблонов". Наиболее распространенная версия этой позиции связана с попытками внедрения в России западных образцов жизни. "Интеллигенты-прозападники", в частности, к ним могут быть отнесены идеологи осуществленных форм перевода России в рыночную экономику и приватизации в России, пытаются затянуть Россию в общество потребления. Идеалы такого общества сомнительны, и прогнозы такого образа жизни весьма плачевны. Последствия воздействий "черной культуры" общества потребления на российскую культуру уже сегодня ужасающие. И эти воздействия через культурную матрицу передаются на психику россиян. Сегодня у России, возможно, еще есть шанс пойти другим путем, и хотелось бы этот шанс не упустить.
2. Интеллигенция в роли создателя "образа врага". Казалось бы, этот прием мобилизации общества канул в Лету как противоречащий духу построения гражданского общества. Но нет! Эта позиция отвлекает общество от истинных причин кризисных явлений, от постановки актуальных проблем социальных преобразований. Обидно, что эту позицию порой разделяют выдающиеся ученые, сами пострадавшие ранее от такого рода манипуляций.
3. Интеллигенция в роли постоянной оппозиции к власти. Перед обществом остро встала проблема консолидации всех сил и ресурсов для выживания России. В этих условиях стремление к "оппозиции ради оппозиции" может возникнуть только у людей, безразличных к судьбе России. Тех, кто пытается любой ценой найти личный "плацдарм" для самовыражения.
4. Интеллигенция в роли "судьи и пророка". В этой позиции интеллигенция берет на себя ответственность отвечать на классические вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" В частности, как это делает Александр Исаевич Солженицын по вопросам приватизации и многим другим. Такая позиция предполагает возложение на интеллигенцию роли ведущего субъекта социального проектирования. Все было бы неплохо, но при этом народ лишается права быть субъектом и, как и в советский период, предстает в роли объекта по отношению к обществу и социальным преобразованиям в России. Роль субъекта отводится какой-то части общества (группе, классу и др.), в данном случае подразумевается, что это интеллигенция. Такая позиция противоречит идеям построения гражданского общества. Не без оснований оппоненты данной позиции отождествляют ее с коммунистической позицией.
5. Интеллигенция в роли "диагноста". Эта позиция опирается на взгляды В.О. Ключевского, который высказал мысль о том, что интеллигенция не лекарь народа, а диагност. Народ сам вылечит свою рану, если только вовремя ему указать на нее. Эта позиция вызывает симпатию ориентацией на народ как субъекта социальных преобразований. В частности, эту позицию продвигает Гавриил Попов. Эта позиция созвучна с идеями построения гражданского общества. Однако проведенные в последние годы психологические и социологические исследования показали, что значительная часть населения России не воспринимает себя в роли субъекта по отношению к обществу. Сегодня "интеллигента-диагноста" народ едва ли услышит.
Когда отдельный человек сталкивается с непосильными для него жизненными проблемами и заходит в тупик, ему на помощь может прийти психотерапевт. При этом современное гуманистическое понимание роли психотерапевта состоит в том, что он помогает человеку стать субъектом своей жизнедеятельности. Психотерапевт не должен давать указаний человеку, что ему делать и как ему жить. Он должен поддержать (стимулировать) процессы осознания (рефлексии) человеком своей жизнедеятельности и самостоятельного поиска новых ее форм.
Болеет общество, болеет народ. Они не могут сами стать субъектами поиска новых форм своей жизнедеятельности. Им нужна помощь "социального психотерапевта". На мой взгляд, сегодня эту роль может выполнить только российская интеллигенция. Роль пробуждения рефлексии народа, оказания поддержки в его становлении субъектом социальных преобразований. Сегодня - это самая главная задача российской интеллигенции. Задача сложнейшая, бросающая вызов современникам, ориентированная на слом устоявшихся стереотипов: в средствах массовых коммуникаций (печатные СМИ, телевидение и др.), в политическом PR, в представлениях о роли народа во властных структурах и др. Постановка такой задачи близка по духу российской культуре. Более того, уже появляются первые ростки формирования народного движения, направленного на решение этой задачи.
Пробуждение рефлексии народа позволит создать реальные предпосылки для построения гражданского общества в России, позволит сделать шаг на пути консолидации всех сил общества, обеспечения социальной стабильности, установления контроля общества над государством, что, в свою очередь, позволит усилить государство, ослабить влияние на государство и СМИ коррумпированной части чиновников, олигархов и криминалитета.
Успешность выполнения интеллигенцией миссии "пробуждения рефлексии народа" зависит не только от осознания ее важности и принятия самой миссии интеллигенцией. Успех принципиально зависит от осознания важности этой миссии высшим руководством страны, от организации конкретных шагов, направленных на создание адекватных социальных механизмов, в том числе механизмов нейтрализации противодействия со стороны субъектов, не заинтересованных в становлении гражданского общества в России.