В 1995-м Альберт Гор указал Виктору Черномырдину, каким образом Россия должна строить свои отношения с Ираном.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
РОССИЯ пошла на чрезвычайно рискованный, но тем не менее вполне оправданный шаг: как стало вчера известно, за несколько дней до президентских выборов в США Москва официально уведомила американскую администрацию об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения. Американцы уже предупредили Москву о возможных санкциях. Однако потери от них - если вообще США пойдут на такой шаг - несоизмеримо ниже убытков, понесенных в результате добровольных самоограничений, на которые Россия (конкретно в лице премьера Черномырдина и президента Ельцина) в мае-июне 1995 года пошла сознательно под давлением администрации Билла Клинтона.
Речь сейчас идет об одностороннем выходе Москвы из ставшей недавно скандально известной сделки Гор-Черномырдин. 19 октября - за две недели до получения американцами официального уведомления из Москвы - "НГ" опубликовала материал, в котором раскрыла важнейшие аспекты той сделки, оформленной в виде меморандума (памятной записки) от 30 июня 1995 года сопредседателями российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. В тот момент, когда все обсуждали, повлияет ли огласка факта закулисного сговора на итоги выборов в США, "Независимая газета" стала единственным изданием, обратившим внимание на огромные экономические издержки для Москвы от меморандума Гор-Черномырдин, и подтвердила это соответствующими документальными материалами.
Выводы, содержавшиеся в той публикации: Россия потеряла возможность в результате договоренностей Гора с Черномырдиным получить в свой бюджет четыре миллиарда долларов (сумму, составлявшую тогда пятнадцатую часть всех бюджетных расходов или эквивалентную десятой части бюджета на текущий год), однако все еще остаются шансы исправить эту ошибку.
И вот наконец стало известно, что ошибку начали исправлять. Как стало известно, за четыре дня до выборов в США, то есть 3 ноября, российский министр иностранных дел Игорь Иванов уведомил свою коллегу Мадлен Олбрайт о намерении РФ выйти из соответствующего соглашения. По словам официального представителя госдепа, мотивация русских - оглашение в ходе предвыборной кампании в США деталей закрытых договоренностей. На деле же, как стало известно "НГ" из хорошо осведомленных источников, российское руководство рассматривало данный вопрос комплексно.
По некоторым данным, большую роль в принятии окончательного решения по возобновлению ВТС Москвы с Тегераном сыграла позиция, которую заняла Служба внешней разведки России. Аналитики из Ясенево сумели убедительно доказать Кремлю, что плюсы от начала полномасштабных контактов в военно-технической сфере с Ираном перевешивают все отрицательные последствия этого решения. Собственно, в этом и состоял смысл публикации "НГ". Представленный на утверждение Путина проект решения о возобновлении сотрудничества с Ираном в своей основе практически полностью совпадал с теми выводами и рекомендациями, которые содержались в октябрьской публикации "Независимой газеты". Не случайно, что источники в российских властных структурах, комментируя сенсационную новость агентству "Интерфакс" и обосновывая позицию Москвы, слово в слово процитировали выдержки из "НГ".
Значительное влияние на выработку окончательного решения оказала и непосредственно наша публикация: с ее содержанием специально были ознакомлены и президент, и премьер-министр РФ. В результате Кремль пришел к тем же выводам, что и обозреватели "НГ".
Из чего же складываются потерянные миллиарды? Напомним, что обязательства России перед Ираном базируются на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва обязалась поставить Тегерану самолеты МиГ-29, Су-24-МК, подлодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2.
Москва не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты - 31 декабря 1999 года. В результате мы недополучили два миллиарда долларов. Помимо этого РФ вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к ВВТ, которые она согласно российско-иранским договоренностям должна поставлять до 2011 года.
Что касается возможных закупок, к которым Тегеран проявил интерес (крупные партии комплексов ПВО С-300ПМУ-1, ПЗРК "Игла", военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В, штурмовиков Су-25, РЛС "Гамма", "Каста" и др.), то их ориентировочная стоимость также приближается к двум миллиардам долларов.
Теперь Москва денонсирует не просто одну конкретную российско-американскую сделку, но и дает понять, что намерена фактически пересмотреть магистральные направления внешней политики середины 1990-х годов, когда ее определяли Борис Ельцин, Виктор Черномырдин и Андрей Козырев. Стоит обратить внимание на тот факт, что денонсировано соглашение было до американских выборов - ждать имени победителя президентской гонки в Москве не стали: таким образом Россия показала, что данное решение носит принципиальный характер, а не базируется на политической конъюнктуре.
Американцы уже проинформировали РФ о возможном применении санкций в случае выхода России из договоренностей 30 июня 1995 года: таков был ответ Олбрайт на уведомление Игоря Иванова. Кроме того, как сообщила вчера "Нью-Йорк таймс", на недавней встрече в Брунее Билл Клинтон настоятельно просил Владимира Путина воздержаться от пересмотра меморандума Гор-Черномырдин, но, судя по всему, безрезультатно. Кремль демонстрирует, что впредь в отношениях с третьими странами он не будет обращаться к практике середины прошлого десятилетия, когда двусторонние отношения РФ с рядом государств ставились в зависимость от позиции США. Подтверждением этого стали слова главы МИД РФ Игоря Иванова, сказанные им вчера на пресс-конференции во время визита в Варшаву: "Россия основывает свои действия в строгом соответствии со своими международными обязательствами, и это относится к случаю с Ираном. Мы будем и дальше продолжать это". Как передает "Интерфакс", касаясь вопроса о включении Ирана в американский список стран, поощряющих международный терроризм, он сказал: "Если кто-то составляет свои собственные списки, то это вопрос компетенции этого государства". Можно утверждать, что для Москвы они более никакого значения не имеют.