ВЧЕРА за стенами Кремля члены президиума Госсовета завершили последний этап подготовки к первому заседанию новой структуры, которое состоится сегодня в Александровском зале Большого Кремлевского дворца.
Как и ожидалось, особых изменений в повестке дня, которую обсудила губернаторская семерка, внесено не было. Главы регионов заслушали руководителей рабочих групп и рассмотрели вопросы порядка проведения заседания. Президиум подтвердил, что заседание откроет президент России Владимир Путин. Можно предположить, что в своей речи глава государства в очередной раз постарается обнадежить региональных лидеров, рассказав о перспективах нового органа и его статусе. Кстати, вопросы статуса членов Госсовета на вчерашнем заседании затронул губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. По его словам, Владимир Путин не раз подтверждал в беседах с руководителями субъектов, что статус его членов должен быть не ниже, чем члена Совета Федерации.
По итогам вчерашнего заседания президиума стало также известно, что "гвоздем программы" первого собрания станет обсуждение стостраничного документа "Стратегия развития России до 2010 года", подготовленного рабочей группой хабаровского губернатора Виктора Ишаева. Предполагается, что содокладчиком Ишаева станет премьер России Михаил Касьянов, который будет рассказывать о стратегии развития, принятой правительством. Несмотря на то что хабаровский губернатор все время упирает на то, что его программа ни в коем случае не является альтернативой программы Германа Грефа, определенного противостояния в выступлениях обоих ораторов, думается, избежать так и не удастся.
Необходимо отметить, что, несмотря на всю критику представителей консервативного крыла отечественных экономистов в адрес программы Грефа, считающих подготовленный в Центре стратегических разработок проект "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" лишь набором либеральных лозунгов, программу Ишаева вряд ли можно назвать более конкретной. Ее принципиальным отличием от программы Грефа является исходная позиция авторов, выступающих прежде всего за укрепление роли государства и улучшение социальной обстановки в стране.
Предлагаемая в документе экономическая реформа держится на нескольких опорных точках. Во-первых, на необходимости улучшить условия жизни большей части населения. Для этого, по мнению разработчиков проекта, необходимо динамично формировать массовый средний класс, который должен охватить не менее 50-55% населения.
Кроме того, предлагается продлить ограничение импорта в целях поддержания благоприятных условий для отечественных товаров, ограничивать инструментами государственного регулирования рост цен на продукцию естественных монополий, использовать простаивающие мощности в качестве резерва для увеличения производства и достичь договоренности с международными кредиторами нашей страны, чтобы существенно уменьшить обязательные выплаты из доходов государства.
В качестве ресурсов для финансирования экономического роста рекомендуется использовать, в частности, "избыточную" ликвидность (Центробанку предлагается выделить определенную часть "избыточных" резервов для проведения кредитных аукционов среди коммерческих банков по кредитованию предприятий реального сектора) и сокращение утечки капитала.
Основной предпосылкой концепции развития является предположение о том, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях не только необходим, но и возможен.
Определенные сомнения возникают в отношении практически всех вышеперечисленных пунктов новой "Стратегии". Во-первых, новый проект "Стратегии", впрочем, как и программа Грефа, страдает одним существенным недостатком: отсутствием постулатов, позволяющих отечественным (не говоря уже о западных) бизнесменам избавиться от неуверенности в надежности капиталовложений в России. Кроме того, вызывает определенную долю скептицизма расчет экономистов, дававших рекомендации Ишаеву, на достижение договоренностей с международными финансовыми организациями, не желающими сейчас идти на уступки России в вопросе списания или реструктуризации долга. Жесткость позиции западных кредиторов заставляет усомниться в возможности реализации этой меры. А ведь без этого практически бессмысленными становятся любые разговоры о более-менее масштабном снижении налогового бремени в ближайшие 10 лет.
Что же касается обсуждения другой проблемы - выбор гимна России, то его все-таки решено было отложить до лучших времен. Несмотря на то что споры по этому поводу ведутся уже достаточно давно, губернаторы так и не пришли к согласию относительно того, какие варианты из восьми существующих предложить на суд своих коллег. В частности, глава рабочей группы Госсовета по разработке государственной символики Александр Яковлев заявил, что членам президиума было представлено несколько вариантов гимна. Он сказал, что ему присылают "не просто много, а очень много вариантов музыки и текста". Губернатор признался, что у него есть личные пристрастия, "однако он не хотел бы никому их навязывать". Поэтому сегодня Госсовет будет занят другими символами государства - гербом и флагом, по окончательному варианту которых до сих пор также нет единого мнения.