- ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, уже прошло достаточно времени с того момента, когда начал действовать новый закон о порядке формирования Совета Федерации, и ротация уже началась┘ Что, по вашему мнению, будет представлять собой обновившаяся верхняя палата? Помнится, вы не раз говорили о мрачном будущем Совета Федерации┘
- Я не говорил о мрачном будущем Совета Федерации. Совет Федерации был, есть и будет, пока есть Конституция и в нее не внесены изменения. Но, по моему убеждению, работать станет тяжелее. Тяжелее станет и субъектам Федерации, потому что в верхней палате будут представлены не руководители регионов, а посредники-представители.
- Но ведь этих посредников будет тщательно выбирать сама власть - Законодательные собрания субъектов, главы регионов┘
- Никто и не говорит, что эти люди будут недостойны. Но минусы очевидны. Во-первых, новый член Совета Федерации утрачивает связь с регионом, он работает на постоянной основе в Москве. Работа в Совете Федерации будет заключаться в том, что власть будет давать поручение представителю в верхней палате, как голосовать по тому или иному вопросу. То есть документы должны быть изучены в первую очередь в регионе, на что нужно время. Если раньше, к примеру, утром была внесена кандидатура генерального прокурора, мы уже днем могли рассмотреть этот вопрос на заседании Совета Федерации. А сейчас это просто исключено.
- Но ведь необходимость реформы Совета Федерации как раз и объяснялась тем, что с ее помощью можно было не только устранить смешение законодательной и исполнительной властей, но и повысить оперативность верхней палаты...
- Дело в том, что была законодательная инициатива президента со своей мотивацией, но потом было вмешательство в этот проект других субъектов законодательной инициативы, в результате чего появился закон. Кто-то согласился с его положениями, кто-то нет. Действительно, необходимость принятия закона о порядке формирования мотивировали необходимостью приведения закона в соответствие с Конституцией, в которой прописано разделение властей. По предыдущему варианту закона гражданин одновременно мог являться руководителем исполнительной власти у себя в регионе и в то же время работать в Совете Федерации как законодатель. Но дело в том, что он писал законы не для себя, ведь основная функция верхней палаты - их отклонение или одобрение. То есть принималось политическое решение - будет ли работать определенный закон, нужен ли он регионам или нет. Но даже если все члены Совета Федерации из какой-то личной заинтересованности, корысти были не согласны с принятием какого-либо закона, то выход был прост - Госдума преодолевала вето, что было неоднократно, а затем президент подписывал. Другое дело, что никакой корысти не было - мы просто считали, что эти законы не будут работать или будут работать неудачно. И во многом наше мнение подтвердилось - если мы возьмем любой закон, который прошел мимо палаты, а он был важен для субъектов Федерации, то к нему впоследствии было очень много замечаний. По двум последним есть обращение в Конституционный суд.
- Кстати, об обращении в Конституционный суд. Почему комитет, который работал очень долго, тщательно проверял путинские законы, привлекал к этой работе большое количество экспертов, так и не решился включить вопрос об обращении в КС от лица всех сенаторов в повестку дня Совета Федерации?
- Знаете, это вопрос к комитету, я отсутствовал на заседании комитета, я был в командировке.
- Но вы все-таки поддерживали саму идею обращения в КС?
- Не только морально поддерживал. Я согласен с позицией президента Чувашии Николая Федорова и считаю, что России сейчас нельзя идти путем расширения полномочий одного из участников системы сдержек и противовесов в государственном устройстве. У нас есть президентская власть, исполнительная, законодательная и судебная - все четко разделено. Есть еще и Генеральная прокуратура со своими полномочиями - право ареста, право отстранения от должности. У каждого в Конституции прописаны права, обязанности и полномочия. Сейчас тенденция такова, что президента наделяют дополнительными полномочиями. Я не выступаю против президента, я говорю о структуре власти - она должна быть неизменна. Дело в том, что президент избран на четыре года. Его право - быть избранным еще на четыре года. Сейчас нам повезло, и избран порядочный президент. Но потом может прийти совершенно другой человек... Кто у него сможет отобрать какие-то из полномочий? Никто!
- По-вашему, можно ли ожидать в дальнейшем внесения изменений в Конституцию, касающихся, к примеру, закрепления подобных "дополнительных" полномочий президента или, допустим, таких, которые позволили бы в корне изменить процесс формирования Совета Федерации?
- Конечно, можно ожидать. И нужно. Более того, необходимость в определенных изменениях, безусловно, назрела. Но они вносятся по довольно-таки сложной процедуре. Я считаю, что некоторые поправки могут проходить не меньше года. Во всяком случае, год дается всем субъектам Федерации, парламентам, чтобы рассмотреть эти поправки. А изменение Конституции глобально, через Конституционное собрание - этот вопрос вообще еще не прописан в законах. Так что теоретически это возможно, но практически очень сложно.
- Во многих регионах прошли выборы глав субъектов. Между тем процесс ротации членов Совета Федерации происходит более чем вяло, хотя еще совсем недавно довольно большое количество сенаторов грозились покинуть "слабеющую" верхнюю палату... С чем это может быть связано?
- Ротация началась, прошли выборы во многих регионах, и новые руководители исполнительной и законодательной властей уже не могут появиться в Совете Федерации. Это такая естественная ротация. И возможна искусственная ротация, когда любой член верхней палаты парламента может в любой момент сложить с себя полномочия и прислать вместо себя представителя. Но дело в том, что это не стимулируется ни экономическим, ни правовым путем. Кроме принятия закона о порядке формирования Совета Федерации, необходимо внести значительные изменения в документы о статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Насколько мне известно, эти документы пока даже не внесены в Госдуму. И поэтому я не представляю, чем эти новые люди, пришедшие на работу в верхнюю палату, будут руководствоваться. Кроме того, не решен финансовый вопрос. Деньги на работу нового закона не заложены в бюджет 2001 года. И когда я неделю назад докладывал об этой поправке на заседании бюджетного комитета Госдумы, ее отклонили. Сказали - "да, проблемы есть, будем искать деньги". Но найдут их или нет - неясно... Я предложил - если нет денег, то действие этого закона надо просто приостановить. Такое возможно. Есть целый список законов, которые не будут исполняться в 2001 году, потому что нет финансов.
- Ходят слухи, что из-за этого на следующем заседании сенаторы вряд ли утвердят нового представителя от Законодательного собрания Северной Осетии Валерия Кадохова, а затем и других новых представителей...
- Утвердить-то мы их можем. На следующем заседании мы собираемся внести изменения в регламент. Не знаю, успеем или нет. Одна из назревших поправок в регламент заключается в том, что сейчас у нас такое "обезличенное" голосование - известно только, сколько "за", сколько "против" и сколько воздержалось. А теперь нужно, чтобы каждое голосование было поименным, потому что каждому из новых членов Совета Федерации нужно будет отчитываться за каждое свое голосование перед теми органами власти, которые его туда направили.