- БОРИС ЕФИМОВИЧ, с чем связано решение "Союза правых сил" преобразоваться в партию? Обусловлено ли это желанием заранее подготовиться к работе в условиях действия нового закона о политических партиях или СПС просто следует определенной тенденции, которую породил пример "Единства" и "ЯБЛОКА"?
- Безусловно, СПС уже занял достаточно прочное место в российской политике и отныне собирается только расширять свои ряды. Для того чтобы это осуществить, нужно следовать российскому законодательству, поскольку очевидно, что закон о партиях будет принят. И не важно, в какой редакции. Поэтому нам обязательно нужно преобразовываться в партию. Но это чисто юридическое обстоятельство.
Политическое обстоятельство состоит в том, что без четкой партийной структуры и организации не может быть четкой и конструктивной работы. Программные положения, которые проповедует СПС, начиная от принятия Земельного кодекса и заканчивая вопросами отмены двенадцатилетки в школах или перехода к профессиональной армии, можно "проломить" через российскую бюрократию, если работать слаженно. Конечно, коалиция для этой работы явно не годится, потому что в ней, несмотря на широкое представительство, очень трудно наладить дисциплину и порядок. А без этого невозможно существование никаких, тем более демократических организаций.
- А почему тогда вы не занимались этим раньше?
- Потому что лучше это сделать задолго до выборов, чтобы потом не суетиться, а заниматься реальной предвыборной работой. И не только на федеральном уровне, но и на региональном. Поэтому организационный этап, на мой взгляд, желательно завершить до конца 2001 года. Когда, с одной стороны, еще далеко до выборов, а с другой - можно шаг за шагом построить дееспособную организацию.
В конце концов, если посмотреть на политическое устройство страны, у нас есть президент, который так или иначе хочет быть президентом всех россиян (получается ли это у него или нет - другой вопрос), но вынужден быть в центре. Слева, очевидно, это коммунисты, которые если ничего и не будут делать, то по инерции еще сколько-нибудь проживут. А справа должна быть мощная правая организация, тогда у страны есть шанс действительно двигаться вперед.
- "Партийная" реформа, которую готовит ЦИК совместно с думскими фракциями, приведет к переходу к трехпартийной системе - левые, правые, центристы. Как в такой ситуации смогут ужиться две партии правого толка - "ЯБЛОКО" и СПС?
- Конечно, на "правом" поле могут быть и другие организации, но по-крупному должны существовать левые, центр и правые.
- Как понимать ваши слова? СПС собирается вытеснить "ЯБЛОКО"?
- На правом фланге есть две статусные организации, динамично работающие, несмотря на небольшое присутствие в Думе. И наша позиция состоит в том, что на выборы, тем более парламентские, мы должны идти вместе. Одной партией или же в блоке. В конце концов для избирателей это не важно. Потому что, во-первых, неискушенному избирателю трудно объяснить разницу между "ЯБЛОКОМ" и СПС. Во-вторых, это дает нам шансы иметь мощную фракцию, не меньшую, чем "Единство" или КПРФ. Наконец, это продемонстрирует определенную договороспособность вождей правого движения, в которой многие сомневаются. Сейчас особенно важно объединение, потому что в России действительно есть угроза свободе слова. Власть хочет установить тотальный государственный контроль над средствами массовой информации. Не исключаю, что могут добраться и до "Независимой газеты". Чтобы этого не допустить, правые должны объединиться.
- Тем не менее о полноценном объединении с партией "ЯБЛОКО" речи не идет?
- На выборы по новому закону можно будет идти блоками из партий. И блок СПС и "ЯБЛОКА" - это ровно то, о чем мы договаривались 21 июля этого года. Поэтому как раз превращение СПС в партию - это движение навстречу "ЯБЛОКУ". Объединяться с рыхлой коалицией "ЯБЛОКУ" довольно трудно, внутри коалиции есть разные точки зрения по этому поводу. И гораздо проще вырабатывать решение, когда есть стройная организация.
Сейчас практически во всех регионах есть наши единые кандидаты в губернаторы, например, в Рязанской области. Откуда тот или иной кандидат - из "ЯБЛОКА" или СПС, нас мало волнует. Вообще региональное сотрудничество показало правильность избранного подхода - объединение должно начаться "снизу", тогда как при объединении "сверху" могут помешать амбиции лидеров и проблема принципов формирования единого избирательного списка. Нужна политическая воля. У меня лично есть политическая воля для объединения. Более того, у меня нет запредельных амбиций, и это не пустые слова. Я уже доказал, что могу быть не только первым, но и вторым. А вот некоторые этого никак доказать не могут.
- Каков будет механизм превращения СПС в партию? Пойдете ли вы по стопам "Единства", членам которого пришлось покинуть ранее входящие в этот блок объединения? Не боитесь ли вы таким образом лишиться многих членов "Союза правых сил", которые просто не захотят окончательно расстаться со своими организациями, существующими не один год?
- На мой взгляд, партия только тогда может называться этим словом, если членство будет индивидуальным. Коллективное членство - это фикция. На самом деле есть три варианта образования партии СПС. Вариант номер один - все организации распускаются, и создается СПС. Вариант номер два - все организации-учредители перерегистрируются в партии, а на их базе создается блок под названием СПС. Вариант номер три - ничего не распуская, создаем СПС, и партия перерегистрируется. Это означает, что организации существуют, но не имеют права участвовать в выборах. С точки зрения порядка и организованности первый вариант - наилучший, но он наиболее конфликтный. Потому что функционеры всех партий-учредителей очень многое теряют - работу, влияние. Второй вариант, на мой взгляд, опасен, потому что в итоге опять получится коалиция. А в коалиции создать определенную структуру управления трудно. Более того, он дорогой. Вариант третий, на мой взгляд, компромиссный. С одной стороны, ты можешь продолжать работать в своей организации, с другой - если это партия, ты можешь участвовать в выборах в составе СПС.
- Кто, по вашему мнению, мог бы стать лидером партии?
- Что касается лидерства, то, на мой взгляд, СПС изначально и отличался тем, что это не вождистская организация. При этом должен вам открыть большую тайну - у нас ни разу между лидерами не было конфликта. Никто не верит и улыбаются, но их не было. Это, кстати, и сохраняет организацию как единое целое. Селедка с головы гниет, а партия распадается сверху. Нужно, на мой взгляд, сохранить институт сопредседательства. Конечно, с точки зрения жесткой дисциплины лучше один лидер. Но реальность такова, что на сегодняшний день сопредседательство - это способ сохранить организацию и сделать ее более дееспособной. Но не исключаю, что через некоторое время может появиться единый лидер.
- Вы бы сами хотели стать лидером партии?
- Я десять лет в политике, я уже старый российский политик. И у меня есть твердое убеждение, что когда очень сильно чего-то хочешь, то никогда ничего не получается. Не надо сильно ничего хотеть. Второе - я считаю, что СПС должен быть мощной партией. И если для того, чтобы она была мощной, нужны сопредседатели, я буду голосовать за сопредседателей. Если для того, чтобы она была влиятельной и дееспособной, нужен один лидер Немцов, значит, будет лидер Немцов. Но идти напролом или интриговать я не буду никогда.
- Партия - это прежде всего жесткая партийная дисциплина и единая идеология. Между тем СПС в нынешнем виде далек от подобного определения. И даже у "Единства" возникают в последнее время большие проблемы с партийной дисциплиной...
- У "Единства" есть надсмотрщик. Он сидит за "зубцами". И периодически на них "тявкает". А их как людей гордых это крайне унижает. И у них на самом деле нечто вроде эдипова комплекса. Даже самый верный пес, когда его постоянно попрекают и бьют, начинает злиться на хозяина. Именно это происходит между "Единством" и Кремлем. У СПС никакого надсмотрщика нет, мы самодостаточные люди. И мы объединились не потому, что нам велели, а потому, что мы поняли, что это единственная возможность двигать страну в правильном направлении. Мы достаточно бережно относимся к "ребенку", которого создавали. Поэтому базовый принцип при организации партии СПС - это не обижаться друг на друга, а сохранить то, что удалось сделать, и продвинуться вперед. А "Единству" не позавидуешь, они, как и любая партия власти, имеют подчиненное положение. Они - просто отросток власти.
Что касается разногласий, то даже у ДВР внутри есть два крыла - Чубайс и Ковалев. Но ДВР сколько лет существует. Мы разные люди, и разные люди не в СПС, а даже в его составляющих. Но есть сила, базовые ценности, которые нас объединяют. Есть аксиома - если ты хочешь объединиться, ищи общее, а если хочешь размежеваться - ищи различия. Я хочу объединиться.