Lilia Shevtsova.Yeltsin"s Russia: Myths and Reality/Carnegie endowment for international peace. - Washington, 1999, 345 p.
КНИГА "Россия Ельцина: мифы и реальность", вышедшая в США, - это современная политическая история нашего отечества, которая, как считает Лилия Шевцова, начиная с 1991 г. сводится к истории одного человека - Бориса Николаевича Ельцина. Конечно же, вокруг первого российского президента сложилось много мифов. Автор, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги, склоняется к мнению, что к созданию некоторых из этих легенд приложил руку и сам Борис Николаевич.
Шевцова видит в Ельцине одного из самых противоречивых политических лидеров современности. По ее словам, он пришел к власти как реформатор, а закончил свое правление как избранный монарх "мафиозного государства" со строем "криминально-олигархического капитализма". Его поведение каждый может интерпретировать по-своему. Одни клеймят его как непоследовательного, импульсивного лидера, ввергшего страну в кризис, другие превозносят как спасителя и отца нации. Но, наверное, главное - помнить, как сам наш экс-президент относился к своей роли в новейшей отечественной истории. А он, как утверждает автор, на протяжении своего пребывания у руля государства действовал так, как будто для него власть важнее жизни. Он был убежден, что является героем, который проведет Россию между Сциллой недостроенного коммунизма и Харибдой дикого капитализма.
Был ли Ельцин "самым честным из всей советской элиты", как полагает Шевцова? Она обосновывает свое заключение тем, что, с одной стороны, он никогда не маскировал свою тягу к власти терпеливым выжиданием благоприятных обстоятельств. А с другой - тем, что он якобы был неопытен в закулисной кремлевской дипломатии и не использовал ее приемы. В то же время автор заявляет, что бывший президент России, оказывается, еще в советское время вышел за рамки модели поведения обычного представителя номенклатуры. Он отличался от большинства: не следовал общепринятым нормам и ломал въевшиеся стереотипы. Страстно рвущийся "наверх", он не был типичным аппаратчиком, для которого подчинение было второй натурой.
Бесспорно, экс-президент был своего рода "экстремалом" в политике. Он уверенно себя чувствовал только в ситуации кризиса. Кроме того, Ельцина не зря называли "непредсказуемым" политическим лидером. Нередко он действовал без намеченного плана и недолго раздумывал о последствиях своих решений. Несмотря на это, он всегда оставался тонким политиком, который даже во время болезни умел находить компромиссы и уравновешивать противоборствующие силы в течение многих лет.
Возвращаясь к вопросу о "честности", хотелось бы заметить, что в целом это понятие неуместно для политики. В ней есть только представления о процветании государства и желание выжить в политической борьбе. О первом, как думает Шевцова, Ельцин заботился, начиная реформы 1991 и 1997 гг., последнее его тяготило в 1998-1999 гг.
Шевцова утверждает, что российские элиты так и не смогли установить на просторах нашей страны новый политический строй. Более того, не придя к согласию в выборе курса развития политической системы России, они просто стали решать свои собственные насущные проблемы. Касаясь же нашего общества, автор придерживается мнения, что его нельзя назвать совершенно недемократическим. Но либерально-демократические ценности в России вовсе не восторжествовали, ибо каждый пятый россиянин готов пожертвовать каким-либо из своих прав во имя порядка и стабильности.
Лидия Шевцова приводит разные мнения о путях развития российской политической системы. Ожидается, что возрастет роль олигархов, хотя и они не станут решающей силой. "Семья" тоже не будет иметь тенденции к доминированию на политической сцене. Автор приходит к выводу, что когда после ухода Ельцина элиты высшего эшелона власти договорятся между собой, Россия будет эволюционировать в сторону президентско-парламентской политической системы и федерации с элементами конфедерации.