ОБЩЕНИЕ глав государств на форумах АТЭС на двусторонней основе, проходящее вне рамок самого форума, стало уже традицией, которую используют все члены этой организации, насчитывающей 21 участника. Так, к встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Иосиро Мори подготовка велась несколько недель в обеих столицах. От нее ожидали многого - крупных неприятностей и крупных прорывов (в зависимости от того, из какой столицы смотреть). Встречу с уже уходящим Клинтоном, напротив, воспринимали с большей легкостью. Однако именно после нее Владимир Путин произнес здесь фразу: "Президент Клинтон сделал провыв в российско-американских отношениях. Мы надеемся, что эта эстафетная палочка будет передана новой администрации, кто бы ни стал новым президентом".
Не вызывает сомнений, что речь идет прежде всего о стратегической безопасности. Обращает на себя также внимание серьезный разговор двух помощников президентов по национальной безопасности - Сергея Иванова и Сэмюэля Бергера, состоявшийся вслед за президентской беседой.
Встреча Клинтона и Путина прошла за обедом, длилась один час двадцать минут, из которых, как отмечают участники, более часа речь шла о Ближнем Востоке и о роли Москвы как конспонсора мирного процесса, явно заведенного американской дипломатией в тупик. Решено, что Москва и Вашингтон постараются вместе перевести конфликт Израиля и Палестины в мирное русло. Стало известно, что Клинтон затронул тему Эдмонда Поупа, который обвиняется в РФ в шпионаже в пользу США.
Известно также, что разговор о стратегических вопросах касался и Корейского полуострова - тем более что до того утром Путин беседовал с президентом Южной Кореи Ким Дэ Чжуном (ранее президент РФ встречался с Рикардо Лагосом, президентом Чили, и султаном Брунея).
То, что было известно на вчерашний день о российско-японских переговорах, позволяет сказать, что, хотя территориальная проблема между двумя странами уже не мешает развитию всех прочих отношений, она от этого легче не становится. У премьера Мори сейчас нет выбора - его положение в Японии все сложнее, популярность все ниже, намечающиеся намерения соперничающих фракций в правящей партии свергнуть своего лидера все яснее. Твердость (или хотя бы активность) в территориальном споре с Москвой для Мори необходима.
В Бруней Мори привез, как сообщают источники, новое предложение, которое начало звучать в Токио только этой осенью, - возвращение к формуле 1956 года, то есть передача Японии небольших островов Шикотан и Хабомаи сразу после заключения мирного договора и затем - переговоры о статусе Кунашира и Итурупа. После некоторых колебаний российская сторона приехала в Бруней, настроенная против такого варианта. Он означал бы даже ухудшение по сравнению с тем, что предлагал Токио в Каване весной 1998 года - то есть "отложенный суверенитет" (имеется в виду провозглашение суверенитета Японией над всеми островами, но передача Японии их позже). При варианте 1956 года двух территорий Россия лишилась бы сразу и вела бы такие же тяжкие переговоры об остальных двух без какой-либо гарантии сохранения оставшихся.
Встреча Путина с Цзян Цзэминем прошла легче, чем с Мори. Среди обсуждавшихся вопросов была особая роль Китая как следующего хозяина форума АТЭС. (Он состоится в Шанхае осенью 2001 года.) Это означает, что координация вхождения РФ во множество экономических проектов АТЭС, скажем, в сфере поставок энергетического сырья, зависит от Китая, нашего стратегического союзника.
Бандар-Сери-Бегаван