В Генпрокуратуру Борис Березовский на сей раз решил не приезжать.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ не изменил своему, как он сам выразился, "тяжелому решению" и на допрос в Генпрокуратуру не явился. Вместо этого он передал своеобразный "привет" власти в виде заявления для печати.
Критические аргументы Березовского в адрес Путина особенной новизной не отличались. О бесперспективности войны в Чечне, нарушении Конституции в смысле разгона Совета Федерации, что, по мнению олигарха, "способствует развалу страны", об уничтожении "важнейшего элемента народовластия" - местного самоуправления, и, наконец, об усилении спецслужб и чиновников, "которые душат свободу и инициативу, необходимые для подъема России", а также о попытках поставить под свой контроль основные СМИ "с целью установить режим личной власти" Борис Березовский говорил еще почти полгода назад - во времена создания конструктивной оппозиции.
Новое заключалось, пожалуй, в эмоциональной оценке Березовским происходящего. И в этом смысле, если еще несколько месяцев назад противостояние предпринимателя Кремлю можно было назвать политической войной в достаточной степени условно, последние заявления Березовского места для домыслов уже не оставляют. "Я допустил ошибку, - заявил предприниматель, - когда посчитал, что Путин достаточно дальновиден и силен, чтобы понимать необходимость существования в стране оппозиции и не мешать ее созданию. Действия президента с очевидностью продемонстрировали непонимание им основ демократии и слабость его аргументов.
Я часто и жестоко ошибался в людях, но ни разу не ошибся в оценке политических процессов, происходящих в России. Я уверен, что если Путин будет продолжать свою губительную для страны политику, его режим не просуществует до конца первого конституционного срока".
Можно соглашаться с оценкой Березовского или нет, но бесспорно одно. Если Борис Абрамович ставил себе цель "сжечь все мосты", ведущие его в Россию, то ему это вполне удалось. Чрезвычайно болезненное для Кремля упоминание в заявлении Березовского событий, связанных с гибелью "Курска", однозначная констатация оказания финансовой помощи предвыборному блоку "Единство", от чего уже открестился лидер одноименной думской фракции Борис Грызлов, - все это способно еще сильнее разжечь раздражение властей по поводу Березовского. Особенно высказывание: "Путина - кандидата в президенты абсолютно не смущало, когда прибыль швейцарских фирм, работающих с Аэрофлотом, использовалась для финансирования блока "Единство" и предвыборной президентской кампании".
Впрочем, Генпрокуратура, несмотря на устрашающие заявления о возможности перевода Бориса Березовского из разряда свидетелей в обвиняемые, пока хранит молчание. Источники Интерфакса в этом ведомстве и вовсе сообщили, что так же жестко, как к Гусинскому, к Березовскому они относиться не собираются, памятуя о его "высокой явке" на допросы в Генпрокуратуру. По словам источников Интерфакса, Березовского собираются повторно вызвать туда же 27 ноября.
Между тем в понедельник вечером Генпрокуратура объявила о намерении заключить под стражу бывшего первого заместителя гендиректора и коммерческого директора Аэрофлота Николая Глушкова, который не явился на допрос по состоянию здоровья. Днем позже прокуратура предъявила обвинение бывшему руководителю компании ФОК - посреднической структуры Аэрофлота - Роману Шейнину по делу о хищениях в бывшем руководстве авиакомпании. В тот же день руководитель следствия по делу Аэрофлота Александр Филин, сменивший на этом посту Николая Волкова, допросил бывшего вице-президента Аэрофлота Александра Красненкера, которому ранее было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве. В ближайшие дни, как утверждают источники Интерфакса, обвинения в хищении могут быть предъявлены еще нескольким новым фигурантам. В том, что одним из них станет Березовский, сомнений практически нет. Ранее на это вполне определенно намекнул замгенпрокурора Василий Колмогоров, заявивший, что у следствия появились новые материалы из Швейцарии, предпринимателю может быть предъявлено обвинение.