Роли в создаваемой партии еще не распределены. В лидеры могут быть выдвинуты как Анатолий Чубайс, так и Егор Гайдар.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
ПРЕДСТОЯЩЕЕ закрытое выездное заседание фракции СПС в Госдуме, посвященное вопросам превращения коалиции в политическую партию, в очередной раз выплеснуло на публику существенные разногласия среди "правых".
Заявления о необходимости перерождения СПС в партию его лидерами озвучивались давно. И до сих пор заинтересованные наблюдатели рассматривали их как первые шаги к объединению правых политиков в мощную партию на основе СПС и "ЯБЛОКА". Руководство СПС неоднократно выступало с публичными призывами к своему думскому союзнику интенсифицировать процесс слияния. Но в реальности помимо схожих идеологических принципов координация СПС и "ЯБЛОКА" действовала только в пределах законотворческого процесса нижней палаты парламента. Прошедший же недавно последний съезд "ЯБЛОКА" ясно показал, что соратники Явлинского вовсе не горят желанием объединяться с правыми до тех пор, пока те остаются рыхлой демократической коалицией, которой едва-едва минул год. Так что преобразование СПС в партию свидетельствует не только о внутренних потребностях коалиции в росте, но и об определенных разрушительных тенденциях на правом фланге. Кроме того, СПС в данном случае следует в русле последних веяний политической моды, резко ожививших процесс партстроительства с появлением вариантов законопроекта "О политических партиях".
При этом почти у каждой из входящих в СПС партий и движений есть собственная позиция по вопросу о характере преобразований в партийную структуру. Так, зампредседателя "Демвыбора России" Сергей Юшенков и председатель общественного совета партии "Демроссия" Сергей Станкевич не слишком одобряют инициативу самороспуска всех членов коалиции и, напротив, предлагают сохранить существующие структуры своих объединений, надеясь миновать барьеры будущего закона "О политпартиях" поодиночке. Да и в самом СПС оптимистично заявляют, что с учетом ныне существующих 76 отделений с ними как с партией смогут сравниться только "Единство" и КПРФ.
Ряд основополагающих принципов в новом объединении правых, безусловно, сохранится. В первую очередь СПС будет формироваться не вокруг конкретной фигуры "вождя", а вокруг либерально-демократической идеологии. Правда, даже среди сопредседателей партии выделяются, по мнению Виктора Похмелкина, два крыла: консервативное - Анатолий Чубайс и временно приостановивший свое членство Сергей Кириенко и либеральное - Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар. Председатель исполкома СПС Борис Минц полагает, что реально в партии сохранится несколько сопредседателей, а для решения "конкретной задачи, например, выборов президента, будет выдвинут лидер". Виктор Похмелкин солидарен со своим коллегой: в партии "должен существовать институт единоличного председателя", хотя в СПС все еще продолжается дискуссия о том, кем должен быть лидер - "идеологическим лицом или менеджером". Он также от лица "Демвыбора России" предложил разделить посты председателя будущей политической партии и лидера ее парламентской фракции в случае успеха на следующих парламентских выборах. Правда, Сергей Юшенков уже предложил в качестве возможных вождей кандидатуры Егора Гайдара, Анатолия Чубайса или Виктора Похмелкина. Но Похмелкин сообщил "НГ", что поддерживает кандидатуры Гайдара и Чубайса, а относительно себя "не готов ответить". Все же эксперты "НГ" полагают, что и Гайдар, и Чубайс, несмотря на их безусловный авторитет среди демократической политической элиты, скорее оттолкнут, чем привлекут новых членов в партийные ряды. Более перспективным для СПС было бы выдвижение в качестве формального главы партии одного из верных "партийных лошадок", обладающего помимо политической позиции собственными профессиональными интересами, компенсирующими излишние амбиции. А вот вице-спикер Ирина Хакамада полагает, что "политическим лицом СПС может стать Борис Немцов". Более того, выбор лидера, по мнению Ирины Муцуовны, должен проходить с учетом реального рейтинга в политике, а не по принципу поиска кандидата из "своего" движения (всего их в СПС 9).
Важным элементом политики СПС как будущей партии останутся и союзнические отношения с "ЯБЛОКОМ". В этом смысле недавно высказанные решительные филиппики Вячеслава Игрунова против идеи союза с СПС правых не слишком беспокоят, поскольку радикалы есть в каждом политическом движении. Борис Минц считает, что процесс будет определяться не столько "личными отношениями", сколько "реальной ситуацией", как с прошедшими региональными выборами. Виктор Похмелкин же уверенно заявил, что "лично заинтересован в развитии союза с "ЯБЛОКОМ", хотя им может помешать некорректная тенденция пополнять ряды СПС бывшими "яблочниками". Он также полагает, что и СПС и "ЯБЛОКО" могут сохраниться и как самостоятельные партии, объединяющиеся перед выборами в единый избирательный блок. Однако если будет принята та редакция закона "О политпартиях", которая запрещает участвовать в выборах избирательным блокам, то перед правыми вновь встанет дилемма - слияние или существование порознь. Ирина Хакамада настаивает, что Игрунов и его союзники поступают "политически незрело", когда препятствуют объединению, поскольку сейчас "прекращается время политических амбиций". Правда, российские политические союзы, скрепленные только предвыборными обязательствами, слишком непрочны, и, возможно, только борьба за кресла в Госдуме заставит эти два крыла правых политиков позабыть свои разногласия. А в этом случае единения между ними ранее 2003 г. ожидать не приходится, так что у СПС еще много времени для собственного партстроительства.