Второе мировое соглашение между <<Газпромом>> и <<МОСТом>> вновь срывается из-за неверно поставленной подписи: в этот раз <<ошибся>> Альфред Кох.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)
ПО КОЛИЧЕСТВУ "проколов" затянувшаяся почти на полгода попытка "Газпрома" и "МОСТа" урегулировать свои финансовые отношения вполне тянет на рекорд. Вчера в очередной раз сорвалось подписание мирового соглашения между двумя компаниями, несмотря на то что накануне обе стороны широко анонсировали тот факт, что им удалось договориться, кому и в каких количествах отойдут акции "МОСТа". Во вторник утром перед заседанием Замоскворецкого межмуниципального суда, на котором предполагалось утвердить соглашение, представитель "Газпрома" Альфред Кох отозвал свою подпись, которую он поставил тремя днями раньше в подтверждение тому, что возражений против условий нового варианта мира у него нет.
По данным "НГ", соглашение предусматривало возможность урегулировать оба кредита - в 211 и 262 млн. долл., выданные "МОСТу" под гарантии "Газпрома". По меньшему кредиту "Газпром" мог получить в собственность пакеты акций (25% плюс 1 акция) в большинстве операционных компаний медиахолдинга - и в радиостанциях, и в печатных СМИ, и в кинематографических, и в телевизионных, и даже в охранных предприятиях. Причем в НТВ газовики могли претендовать на приобретение в собственность 16% акций.
По второму кредиту "Газпром" мог претендовать лишь на статус залогодержателя пакетов (25% плюс 1 акция) в тех же самых компаниях, а также 19% - в НТВ. Поскольку особого доверия обе стороны не питали друг к другу, была разработана схема, гарантирующая, что "Газпром" не получит полного контроля над НТВ. Для этого "Газпром" и "МОСТ" собирались передать совместно в общей сложности 25% плюс 1 акция под контроль Дойче-банка, который и должен был решить последующую судьбу акций этого пакета, а именно: попытаться продать их. При этом особо оговаривалось, что этот пакет акций "четвертой кнопки" должен перейти в руки всемирно признанного инвестора, а не аффилированной ни к одной из сторон компании.
Свою роль при составлении теперь уже не утвержденной версии мирового соглашения сыграли и переговоры всех заинтересованных сторон на даче у Валентина Юмашева, которые проводились в первых числах ноября. Примером тому может служить условие, по которому "Газпром" должен был докупить 15,3% телекомпании НТВ. В этом случае контроль "МОСТа" над "четвертой кнопкой" распространялся бы примерно на 14%, что по идее Кремль вполне устраивало.
Позиция Коха, по всей видимости, изменилась в понедельник поздно вечером. Объясняя причины отзыва своей подписи под мировым соглашением, гендиректор "Газпром-медиа" сослался на необходимость привести его условия в соответствие с действующим Гражданско-процессуальным кодексом. Несмотря на то что глава медийной компании газовиков подписался под условиями мира лишь в минувшую субботу, уже вчера представители "Газпром-медиа" поспешили заявить, что это соглашение невыполнимо на практике. Однако, учитывая то, что переговоры об условиях мира велись без малого 5 месяцев, верится в это с большим трудом. Кроме того, подписанный 11 ноября документ содержал достаточно "перестраховочных" вариантов, включая систему внушительных штрафов за неисполнение пунктов соглашения. Так что и к его технической стороне придраться было довольно сложно.
По версии источников "НГ", своеобразный карт-бланш, выданный менеджерам "Газпрома" на урегулирование финансовых отношений с "МОСТом", практически закончился еще в конце октября. Теперь их функции очерчиваются в основном рамками технического исполнения придуманных уже не ими условий. А "литературные" вольности наподобие оставления визы на документах не приветствуются настолько, что расплачиваться, как это уже было однажды с Михаилом Лесиным, приходится участникам сделки собственной деловой репутацией.
В Кремле еще в период подготовки последнего мирового соглашения высказывали глухое недовольство его условиями и сомневались в том, что оно будет подписано. Хотя, как уже было сказано выше, решение о срыве договоренностей было принято буквально в последнюю минуту. По всей видимости, в отношении "МОСТа" государство предпочло избрать максимально жесткую политику. Достаточно проследить за тем, как менялись условия заключения мира между "МОСТом" и "Газпромом", чтобы сделать такой вывод. Сначала государство через "Газпром" пыталось забрать за долги 100% "МОСТа" с выплатой Гусинскому 300 млн. долл. отступных и при этом закрыть уголовное дело на медиамагната. Затем, после публикации скандального протокола за подписью главы Минпечати Михаила Лесина, гарантировавшего Гусинскому гражданские свободы, государство опять-таки намеревалось забрать все тот же "МОСТ", оставив Гусинскому лишь небольшую часть пакета акций холдинга, в том числе НТВ (примерно 14%). Для личного финансового состояния Гусинского это уже означало существенные потери. Однако вновь возбужденное уголовное дело, отказ от ведения которого, безусловно, является непременным условием заключения мира, хотя и не прописанным в соглашении на этот раз, не только не было закрыто, но и получило дополнительное развитие с неявкой Гусинского на допрос в Генпрокуратуру. Гусинский теперь в федеральном розыске, и его ждут на родине, чтобы заключить под стражу. Такой же аргумент, как заключение мирового соглашения, на Генпрокуратуру не действует, ведь, по словам начальника ЦИОС Генпрокуратуры, и "Кох может быть лицом заинтересованным". "Заполучить" Гусинского правоохранителям, может, будет и затруднительно, но зато к условиям мирового соглашения государство через Генпрокуратуру высказало вполне определенное отношение. И если и они его не устраивают, напрашивается вывод, что холдинг собираются забрать у Гусинского просто за долги, без всяких денег.
В серьезность намерения государства "додавить" Гусинского, осуществление которого, заметим, снова происходит в отсутствие Путина в стране, похоже, поверили даже заокеанские защитники свободы слова в России. По сообщениям Интерфакса, пресс-секретарь госдепартамента США Филип Рикер озвучил американскую позицию по поводу возможного суда над российским медиамагнатом: "Владимиру Гусинскому, как и любому другому обвиняемому в преступлении, должна быть на суде предоставлена полная защита его прав в соответствии с Конституцией и законами России". Гусинского еще не "заманили" на родину, но даже те, на чью помощь рассчитывали в "МОСТе", уже моделируют суд над ним.