ЭФФЕКТИВНОГО лекарства против терроризма, к сожалению, нет. Жертвами террора становятся не только граждане слаборазвитых государств с нестабильной политической системой, но и вполне процветающих стран с прочными институтами демократии. В 1970-1980 гг. Западная Европа находилась буквально в шоке от непрекращавшихся актов террора: убийств политических деятелей, взрывов, похищений, захватов самолетов.
Где террористы нанесут очередной удар, определить трудно. При современных технических средствах они могут находиться за многие километры от места взрыва (например, отправив посылку, начиненную адской смесью).
Так что же, государство и общество бессильны перед террористами? Мировой опыт показывает, что нет.
Прежде всего следует отметить, что терроризм сам по себе - это всегда оружие слабых. Его потенциала совершенно недостаточно для того, чтобы одержать сколько-нибудь крупную политическую победу. Мировая история не знает таких примеров. Убить того или иного политического лидера - да. Парализовать на время работу общественного транспорта - да. Получить выкуп или добиться освобождения "боевых товарищей" в обмен на заложников - да. Но террористам никогда не удавалось совершить государственный переворот или добиться от правительства серьезных политических уступок. Поэтому они рассчитывают главным образом на демонстрационный эффект: запугивание населения, деморализация противника.
В современной России терроризм сколько-нибудь эффективен лишь на территории Чечни, где является частью партизанской войны (что бы нам ни говорили об ее отсутствии), ведущейся сепаратистами и поддерживаемой значительной частью чеченцев.
Однако даже лишенный массовой поддержки терроризм способен нанести большой материальный ущерб, вызвать значительные человеческие жертвы. Как свести к минимуму вред, наносимый террористами, и победить в борьбе с ними?
Прежде всего необходимо решить те реальные социальные проблемы, болезненной реакцией на которые является терроризм. Какими бы маргинальными ни были сознание и поведение террористов, они будут встречать сочувствие у определенной части общества, сталкивающейся с аналогичными проблемами. (Не будем забывать о том, что многие чеченцы воспринимали в 1995 г. Басаева не как бандита, захватившего в заложники беременных женщин в Буденновске, а как героя борьбы с "российскими оккупантами".) Чем более эффективно правительство будет решать эти проблемы, тем в более жесткой изоляции окажутся террористы, тем легче одержать над ними победу.
При этом действия властей, связанные с ликвидацией источников социальных конфликтов, ни при каких условиях не должны выглядеть как уступка террористам. Общество должно рассматривать их результатом целенаправленной, долговременной политики, не связанной прямо с каким-либо террористическим актом.
Как мы уже отмечали, в борьбе с терроризмом власти сталкиваются со значительными трудностями. Одна из них - невозможность полностью ликвидировать некоторые источники социальных конфликтов, на которых паразитирует терроризм. Так, сепаратистские идеи могут встречать поддержку у определенной части этнической группы. Однако правительство не может идти на какие-либо компромиссы в вопросе о территориальной целостности государства, особенно если речь идет о полиэтническом сообществе (это характерно для всех государств, сталкивающихся с проблемой сепаратизма, - Испании, Великобритании, Индии, Китая и др.). И это очевидно, так как уступки, сделанные сепаратистам в этом вопросе, могут привести к дальнейшему распаду государственности и тем самым вызвать гораздо большие разрушения и жертвы, чем непреклонная позиция.
Поэтому, ведя борьбу с терроризмом, власти должны ясно и недвусмысленно показать, где возможен компромисс при решении проблем, вызвавших тот или иной социальный конфликт, а где - никогда. При этом правительству следует активно сотрудничать с умеренными группировками оппозиции, предлагать им разнообразные компромиссы (например, в случае межэтнических конфликтов - любую форму политической самостоятельности в рамках единого федеративного государства) с тем, чтобы противопоставить их террористам, предотвратить или разрушить союз между ними.
Что же касается непосредственно террористов, то по отношению к ним требуется жесткая силовая позиция. Единственное, о чем можно говорить с ними, - так это об их разоружении и сдаче властям.
Наибольших успехов в борьбе с терроризмом добиваются как раз те государства, которые придерживаются жесткой линии по отношению к нему. Однако при этом эффективность борьбы с терроризмом зависит от следующих двух условий.
Во-первых, она должна проводиться в условиях четкого правового пространства. Терроризм процветает в законодательном хаосе, который мы, к сожалению, наблюдаем в современной России, где различные нормативные акты (федеральные и республиканские законы, указы президента и т.д.) прямо противоречат друг другу.
Кроме того, меры против террористов нужно принимать строго в соответствии с правовыми законами и демократическими принципами. Иначе место оппозиционного терроризма займет ужасающий государственный террор.
Во-вторых, борьба против терроризма должна вестись высокопрофессионально. Это предполагает и создание системы подразделений по борьбе с терроризмом, управляемых из единого центра, и своевременный сбор информации о предполагаемых терактах, и умелое проведение акций по захвату и обезвреживанию террористов, а также многое другое.
Поскольку это актуально для России, специально подчеркнем необходимость выявления и нейтрализации политических и финансовых сил, которые стоят за спиной террористов. Трудно бороться с терроризмом, если не уничтожить его питательные корни.
Чтобы быть эффективным, использование насилия против террористов должно быть подчинено принципам логичности и последовательности. Любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно, как правило, лишь ослабляют политический режим. Колебания, отсутствие логики в действиях властей вызывают непонимание и неприятие в обществе. Непринятие мер против лиц, подрывающих стабильность режима, создает ощущение безнаказанности у преступников и беззащитности у их жертв. С другой стороны, чрезмерные репрессии, особенно против невиновных, вызывают ярость, отчуждение.
Немаловажное значение имеет пропагандистский аспект борьбы против терроризма. Практика показывает, что только легитимное, то есть рассматриваемое как законное, оправданное в глазах общества применение силы может быть эффективным в борьбе с терроризмом. Если же общественное мнение не только не понимает, зачем против террористов применяется насилие, но и сочувствует им, трудно достичь победы в борьбе с терроризмом.
Восприятие силовых мер правительства как нелегитимных усиливает сопротивление тех, против кого они направлены. Так, серьезной проблемой для британских войск в Северной Ирландии было отношение к ним как к захватчикам со стороны католического меньшинства. С аналогичными проблемами сталкивается американская полиция в негритянских кварталах, где к ней относятся не как к нейтральной силе, а как к инструменту расизма.
Поэтому властям необходимо убедительно доказывать обоснованность использования силы против террористов, раскрывать опасность и антигуманную сущность терроризма, дегероизировать тех, кто его практикует.
В свою очередь, террористы крайне заинтересованы в использовании СМИ для формирования имиджа "борцов за свободу", "благородных разбойников", для распространения своих идей, демонстрации собственной значимости. Не случайно, как показывает практика, типичным требованием организаторов терактов является допуск к средствам массовой информации.
Учитывая сказанное, от работников СМИ требуется особая ответственность при подаче информации о действиях террористов. Важно, чтобы СМИ не стали источником панических настроений, что, как уже отмечалось, является одной из главных целей террористов.
В условиях России меры против терроризма вряд ли дадут быстрый эффект. Экономические неурядицы, социальная разобщенность, слабость центральных органов государственной власти, дезорганизация силовых ведомств значительно усложняют борьбу против терроризма. Очевидно, что политические режимы, переживающие внутренний кризис, более уязвимы для антисистемного насилия. Однако хочется надеяться, что уже в ближайшее время будут предприняты реальные шаги для постепенного излечения нашего общества от этого тяжелого недуга.