C победой Джорджа Буша-младшего не только Америка вступает в новую эпоху. Похоже, что с чистого листа в новом году могут начаться и российско-американские отношения. Уже сейчас можно прогнозировать серьезные затруднения в диалоге по вопросам стратегической стабильности, по вопросам сохранения Договора по противоракетной обороне, который вот уже более четверти века сдерживал две ядерные державы, а по сути - весь мир, от третьей мировой войны. Республиканец в Белом доме - это традиционно более жесткая внешняя политика, традиционно более холодные отношения с Москвой, традиционный изоляционизм.
Приблизившись к идеальному представлению американцев о президенте, отце нации, кандидаты вынуждены компенсировать сближение позиций во внутренней политике разницей во внешнеполитических устремлениях. И здесь каждый остается на прежних позициях: Гор все тот же демократ, Буш - республиканец. От нынешнего победителя зависит сразу несколько важнейших узлов мировой политики. Ближний Восток, Балканы, Корейский полуостров. Для России же самым острым в связи с президентскими выборами продолжает оставаться проблема противоракетной обороны, вернее, сохранения Договора по ПРО 1972 года. Победа кандидата от Республиканской партии значительно осложняет продолжение дискуссии по этой теме. Дискуссия вскоре может вообще прекратиться.
Как известно, последние полтора года Россия и США вели острые споры по проблеме противоракетной обороны. Намерение администрации Билла Клинтона изменить Договор по ПРО, дабы законным образом создать ограниченную систему национальной противоракетной обороны, встретило жесткий отпор со стороны Москвы. Промежуточным результатом мы остались довольны - Клинтон не стал принимать решение о создании НПРО и передал право вынести вердикт следующему президенту США. Но проблема состоит в том, что республиканцы тоже довольны решением Клинтона оставить все в подвешенном состоянии. Они, так же как и Россия, но по совершенно иным причинам, критиковали демократов за их планы ограниченной национальной ПРО. Но если критика Москвы направлена на то, что такая система может быть национальной, то республиканцы были недовольны другим - тем, что демократы говорят об ограниченности планируемой к развертыванию системы. Никаких ограничений не должно быть, считают республиканцы, система будет полномасштабной. Демократы просили Москву согласиться лишь на создание для США второго района ПРО на Аляске и базировании там радара и 100 ракет-перехватчиков. Большего нам не потребуется - заверяли они. Республиканцы не скрывают: это лишь начало, основа будущей сверхмощной системы противоракетной обороны всей территории Соединенных Штатов. Буш откровенно дал понять: если Россия не согласится изменить Договор по противоракетной обороне, Соединенные Штаты в течение полугода (как и предусмотрено текстом Договора 1972 года) выйдут из него. И тогда, к большому сожалению, придется констатировать начало развития самого опасного из сценариев: начала новой гонки вооружений между Москвой и Вашингтоном. Как ни абсурдно это звучит, дело может дойти до нового противостояния, которого на самом деле ни в Москве, ни в Вашингтоне не хотят. Договор по ПРО - основа множества договоренностей о сокращении стратегических наступательных вооружений, в том числе и Договоров СНВ-1 и СНВ-2. Российский закон о ратификации Договора СНВ-2 предусматривает выход Москвы из этих - и не только этих - договоренностей в случае слома Договора по ПРО. Российское руководство уже не раз заявляло, что ответом на создание НПРО США не будет создание собственной системы противоракетной обороны страны - это слишком дорого, не под силу нашей экономике. Контрмеры будут заключаться в наращивании парка ракет, возврата к ракетам с разделяющимися головными частями. Иначе добиться ракетно-ядерного паритета с США не удастся.
Буш объявил американцам, что они, оказывается, не защищены от ядерного удара - нападение ли это "негодяев" из Северной Кореи, Ирана, Ирака, случайный ли пуск ракеты из России, в которой, как американцам объясняют, отсутствует должный контроль за ядерным оружием. В момент предвыборной кампании эта тема не играла особой роли - за Буша голосовали не потому, что он занял определенную позицию по малопонятному подавляющему большинству американцев вопросу ПРО. Но если об этом заговорит Буш-президент, мало кто в США воспротивится такому решению. Договариваться с Москвой республиканцам не нужно. Существует аргумент, согласно которому, когда в Белом доме находились республиканцы, в силу отсутствия взаимных иллюзий им удавалось очень хорошо решать проблемы в отношениях с Кремлем - примеров тому в истории холодной войны действительно достаточно: тот же Договор по ПРО Брежнев подписывал с республиканцем Никсоном, Горбачев с республиканцем Рейганом начали процесс ядерного разоружения, который продолжается до сих пор, Ельцин с республиканцем Джорджем Бушем-старшим подписали Договор СНВ-2. Но все эти договоренности (включая последнюю) корнями своими уходят в период, когда Москва и Вашингтон были равными конкурентами на мировой арене. И как два сильных противника, осознававших смертельную опасность столкновения, шли на компромисс, хотя предварительно доводили дело до опасной точки. Теперь ситуация иная - у Соединенных Штатов, и прежде всего у республиканской элиты, есть осознание того, что они единственная сверхдержава мира, которой уже можно не договариваться с русскими, не идти на компромисс, а решать проблему только таким образом, которым они считают нужным, без оглядки на Москву. Буш это продемонстрировал в ходе своей предвыборной кампании, многочисленных - зачастую дипломатически безграмотных, но политически очень ярко окрашенных - выступлений по внешней политике. И это очень опасно.
Да, существует мнение, что его неопытность в мировых делах может стать помощником для России. Но эта неопытность может обернуться тем, что новый президент выберет самое простое, как ему кажется, решение самой, вероятно, сложной проблемы американской внешней политики в стратегическом масштабе. Он уверен, что его поддержат большинство избирателей - причем даже те, кто голосовал за Гора. Против будут разве что специалисты да представители интеллектуальной элиты Демократической партии.
Но популисты - а Буш доказал, что он популист, - нечасто с должным вниманием относятся к мнению специалистов, особенно если оно противоречит такому простому и такому "нужному для Америки" решению: защититься от всех ракет сразу. Протесты Москвы в расчет не возьмут. Расчет должен быть холодным. Так что России еще предстоит в будущем году столкнуться с холодностью Америки. Америки Джорджа Буша.