ПОСЛЕДНИЙ день пребывания Михаила Касьянова в Китае прошел достаточно традиционно для визитов подобного уровня - встреча с местными деловыми кругами и посещение основных достопримечательностей. Если в пятницу был подписан ряд масштабных соглашений, то утром в субботу российский премьер вел более общий разговор. Он убеждал представителей китайского бизнеса в необходимости "наполнить экономическим содержанием" двусторонние отношения. Эпоха челноков должна окончательно уйти в прошлое, а ей на смену - прийти реализация стратегических совместных проектов, таких, как освоение Ковыктинского месторождения или строительство российского газопровода в западные провинции КНР. Аргументируя необходимость расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества, глава российского правительства опирался на известные данные о росте российской экономики в последние два года. Михаил Касьянов выразил уверенность в том, что экономический подъем продолжится и в следующем году. Например, достигнутый уровень золотовалютных резервов (25 млрд. руб.), по словам премьера, "не предел". Китаю же сотрудничество с Россией может быть выгодно не только благодаря поставкам сырья и электроэнергии. Говоря о приоритетных направлениях сотрудничества, Касьянов перечислил и высокотехнологичные отрасли российской промышленности - химическую, станкостроение и особенно машиностроение. Интерес для Китая, по мнению премьера, представляет и продукция авиакосмической промышленности России. Приятные новости Касьянов сообщил и для российских экспортеров, поставляющих свою продукцию на китайский рынок, - правительство будет предоставлять им гарантии по кредитам.
Вслед за деловой наступила и неформальная часть визита. Посещение Великой Китайской стены произвело сильное впечатление на Михаила Касьянова и стало поводом для комплиментов в адрес принимающей стороны. "Теперь я понимаю, почему китайские мудрецы говорят, что надо подниматься выше и смотреть дальше. Именно так и поступают китайские политики, - сказал премьер, а затем сделал вывод более общего характера. - История развития и близость наших держав говорят о том, что, если мы не будем развивать сотрудничество, наши народы нам этого не простят".
* * *
ДИНАМИЧНО развивающаяся экономика позволяет Пекину вкладывать значительные средства в закупку современных систем вооружений иностранного производства. В 1999 году ВВП КНР составил 8205,5 млрд. юаней, а золотовалютный резерв - 154,7 млрд. долл. Не случайно, что российско-китайское военно-техническое сотрудничество (ВТС) стало одной из ключевых тем переговоров, проведенных Михаилом Касьяновым и сопровождающими его лицами с политическим и военным руководством КНР. Хотя на первые полосы ведущих мировых СМИ попала лишь информация о предстоящей закупке Китаем в РФ модифицированных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и совместном использовании российской космической навигационной системы "ГЛОНАСС", на самом деле перечень предстоящих закупок гораздо шире. Их номенклатуру сейчас обсуждает в Москве представительная делегация Главного управления вооружений Министерства обороны КНР. Ожидается, что конкретные соглашения будут подписаны в ноябре-декабре в ходе восьмого заседания двусторонней российско-китайской комиссии по ВТС.
Что же касается конкретных систем вооружений, то Народно-освободительная армия Китая проявила предметную заинтересованность в закупках крупных партий реактивных пехотных огнеметов "Шмель", 120-мм самоходных артиллерийских орудий "Нона-СВК", боевых машин пехоты БМП-3, 300-мм реактивных систем залпового огня "Смерч", 152-мм самоходных гаубиц "Мста-С", трехкоординатных РЛС различных типов, зенитных ракетных комплексов корабельного базирования "Штиль", комплексов разведки и радиоэлектронной борьбы, противолодочных вертолетов Ка-28 и вертолетов корабельного базирования Ка-27, а также в приобретении лицензий на самостоятельное производство ряда систем ВВТ.
Напомним, что ранее Россия поставила Китаю 48 истребителей Су-27, восемь дивизионов ЗРС С-300ПМУ1, 14 ЗРК "Тор-М1", подводные лодки проектов 877ЭКМ и 636, эскадренный миноносец проекта 956Э (еще один находится в стадии достройки). Проходят плановые мероприятия по подготовке к началу серийных поставок в КНР истребителей Су-30МКК. При техническом содействии РФ реализуется ряд китайских военных программ, в том числе по созданию самолетного реактивного двигателя с управляемым вектором тяги и самонаводящихся ракет класса "воздух-воздух".
Не исключено, что в самое ближайшее время перечень ВВТ, разрешенных к поставкам в КНР, будет существенно расширен и Пекин получит в свое распоряжение самые новейшие достижения российского ВПК. Во всяком случае, уже сегодня весьма влиятельные представители военно-политического руководства РФ выступают за то, чтобы в случае возможного конфликта между КНР и Тайванем НОАК обладала бы потенциалом, способным гарантированно уничтожить любые авианосные ударные группировки ВМС США, направленные Вашингтоном для поддержки тайваньских сепаратистов. Китай также мог бы рассчитывать на положительное решение Россией вопроса о предоставлении спутниковой разведывательной информации по стратегическим военным объектам на Тайване.
Пекин-Москва