0
15649
Газета Политика Интернет-версия

05.11.2000 00:00:00

Октябрьская революция была неизбежна

Тэги: революция, 7 ноября


революция, 7 ноября Не только 10 лет разделяют эти снимки: Красная площадь, 7 ноября 1983 г. и Калужская площадь 7 ноября 1993 г (милиция задерживает демонстрантов). Фото Бориса Кауфмана и Владимира Сварцевича (НГ-фото)

"ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ и согласия", сменивший в постсоветской России празднование Октябрьской революции, не оправдывает ни своего названия, ни своего идеологического предназначения. Примирить именно 7 ноября коммунистов со всеми их идеологическими антиподами от демократов-западников до православных монархистов - это все равно что тушить пожар керосином. Для аполитичных граждан, проводящих бывшие ноябрьские праздники в качестве обычных выходных дней, никакого согласия и примирения и не нужно; многие из них (особенно молодежь) имеет об Октябрьской революции либо самые смутные представления, либо не имеет вообще никаких. В последнее время в обществе заметно снизился накал страстей вокруг празднования Октябрьской революции. Поутихли историки и публицисты. Все ведь вроде давным давно сказано и написано.

На самом деле никакого сколько-нибудь серьезного осмысления того, что, собственно, произошло в России в октябре 1917 года, наши интеллектуалы обществу не продемонстрировали. Все дело свелось либо к пересказу советской версии - односторонней, догматичной, преукрашенной, либо к разномастным проклятиям Ленину и "большевицкой банде" (выражение Александра Солженицына 1995 года). Ничего хорошего из подобного поверхностного плюрализма общество не извлекло и не извлечет.

Революция не нуждается в панегеричных и истеричных эмоциональных оценках, она имеет свои законы, свою логику, "феноменологию" (по выражению Л.Карсавина). Выдающиеся русские мыслители - социолог Питирим Сорокин и историк Лев Карсавин доказали, что Октябрьская революция прошла не только через стадию разрушения старого миропорядка и жесточайшего насилия, но и вступила в стадию созидания новой государственности, формирования нового социума. В отличие от современных интеллектуалов либерального толка многие мыслители первой волны эмиграции не считали, что Октябрь свернул Россию со "столбовой дороги цивилизации", а Ленин в своей деятельности ничем, кроме как жаждой власти, не руководствовался. Все подобные рассуждения навеяны чтением бунинских "Окаянных дней" и обнажают незнание элементарных исторических фактов, лежащих на поверхности.

О какой столбовой дороге цивилизации идет речь, если с 1914 года все "цивилизованные" страны с остервенением уничтожали друг друга на фронтах Первой мировой войны. Именно эта война сделала возможной быструю победу большевизма в 1917 году. Ленин не свалился на Россию как снег на голову, в чем нас пытался убедить писатель Владимир Солоухин. Его привела к власти Первая мировая война, без которой, как считал, к примеру, Лев Карсавин, не было бы в России ни Февральской, ни Октябрьской революций. Еще до начала этой войны, в феврале 1914 года, бывший царский министр внутренних дел Петр Дурново предвидел, что случится с Россией, если она позволит втянуть себя в войну против Германии. В своей записке Николаю II он писал: "Главная тяжесть войны выпадет на нашу долю. Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны, достанется нам... Война для нас чревата огромными трудностями и не может оказаться триумфальным вхождением в Берлин. Неизбежны и военные неудачи... те или иные недочеты в нашем снабжении... При исключительной нервности нашего общества этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение... Начнется с того, что все неудачи будут приписываться правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него... В стране начнутся революционные выступления... Армия, лишившаяся наиболее надежного кадрового состава, охваченная, в большей части стихийно, общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка... Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается предвидению".

Царь, большинство правительства и военных при поддержке германофобской либеральной и патриотической интеллигенции не вняли подобным предостережениям и втянули Россию в бессмысленную войну. Большевики вывели Россию из этой войны ценой "похабного" Брестского мира, сохранив жизни тысячам и тысячам солдат, умирающим за интересы Антанты. Этот факт невозможно отрицать.

Невозможно отрицать и то, что большевики вольно или невольно остановили распад России, сохранив ей статус великой державы, а не "чистого листа бумаги", как того хотел в 1918 году американский президент Вильсон, сводивший в то время границы России "к среднерусской возвышенности". Один из самых непримиримых антикоммунистических историков-эмигрантов Сергей Мельгунов писал в 1951 году о том, что "даже современное большевистское зло может сослужить добрую службу - большевизм крепко сцепил между собой российские национальности".

Большевики и Ленин не только предотвратили превращение России в "чистый лист бумаги", но вывели страну из анархии, вернули стране дееспособную власть. Противники большевизма очень резко критиковали идеи и политику Ленина, но никто из них не упрекал его в отсутствии политической воли, неумении властвовать. Ничего подобного не было и в помине у лидеров Февральской революции, мечтавших о столбовой дороге к европейской цивилизации. "Пассивность", "ограниченность", "легкомысленное отношение к делу", "двуличие", "постыдное поведение", "честолюбие", "ограниченный кругозор", "дилетантизм" - вот какие характеристики оставил членам Временного правительства в своих воспоминаниях управляющий делами этого правительства Владимир Набоков. Один из основателей евразийства Петр Савицкий в 1921 году верно отметил то обстоятельство, что "политическая годность большевиков резко контрастирует с неспособностью их соперников".

Конечно, Октябрьская революция принесла стране много горя и жертв. Жестоким гонениям подверглась Русская Православная Церковь, миллионы людей стали жертвами братоубийственной Гражданской войны. Ответственность за эти жертвы лежит на всех противоборствующих сторонах. Крестьянские села сжигали за отказ дать продовольствие или солдат и белые, и красные. Тысячи людей погибали не только на фронтах Гражданской войны, но и от рук уголовных бандитских шаек "зеленых". За развязывание Гражданской войны несут ответственность все - и большевики, и белые генералы, и социалистические правительства Поволжья и Севера России, и правительства новоявленных независимых государств. В развязывание этой войны внесли свою лепту и "цивилизованные" страны, пославшие в Россию свои войска.

Осуждение жестокостей революции со стороны русской интеллигенции, активно приветствовавшей раньше жесточайший террор революционеров против царских "сатрапов", нельзя возводить в ранг абсолютной истины. Понимал ли, например, Леонид Андреев, называвший в годы Гражданской войны Ленина "кровавым мясником", что и сам он несет ответственность за революционное насилие своим "Рассказом о семи повешенных", воспевавшим эсеровских террористов, и за предоставление в годы первой революции своей квартиры в качестве места собраний революционеров? Интеллигентская рефлексия на предмет "мерзостей революции" - это аберрация исторического сознания. Разве когда-нибудь Россия вступала в качественно иное состояние без массового насилия? Разве Петр Первый, названный философом Николаем Бердяевым "большевиком на троне", не рубил самолично головы мятежным стрельцам? Вся мировая история перехода от феодализма к капитализму пропитана кровью. Кромвель вырезал почти половину населения Ирландии, Наполеон хладнокровно расстреливал из пушек "чернь" парижских предместий. Нынешнее "избавление" России от коммунизма тоже не обошлось без крови в октябре 1993 года под аккомпанемент визгов "раздавить гадину". Так что насилие является повивальной бабкой не только пролетарской революции...

Переходя от историософии к обыденному, житейскому восприятию Октябрьской революции миллионами простых людей, нельзя игнорировать то обстоятельство, что для них эта революция, советская власть ассоциируются с тем, что они потеряли при нынешних реформах. Бесплатное образование, здравоохранение, бесплатное жилье, организация взрослого и детского отдыха, досуга - этих социальных завоеваний Октября массы простых, честных тружеников лишены, похоже, навсегда. Вполне логично, что они с теплотой вспоминают о тех временах, когда в стране не было массовой безработицы, преступности, проституции и беспризорности. Для этих людей 7 ноября именно праздник, а не виртуальный "День примирения и согласия". Этого примирения и согласия надо достигать в реальной жизни, конкретной политикой, а не манипуляциями с памятными историческими датами. Дата 7 ноября в календаре достойна значиться как "День революции" - это будет соответствовать исторической правде и здравому смыслу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1432
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1631
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1738
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4040

Другие новости