КОГДА Минфин под предлогом борьбы с бюджетным дефицитом попытался секвестрировать финансирование судебной системы, представители "третьей власти" немедленно напомнили, что независимость (в том числе и материальная) гарантирована им Конституцией, и пресекли эту попытку в корне. Когда же суды пришли к выводу, что Минюст не справляется с их материально-техническим обеспечением, то в считанные месяцы пробили Закон "О судебном департаменте" и перешли на самообеспечение. Начиная с 1991 г., когда судьи сами на первом же съезде разработали концепцию самореформирования, все десять лет они постепенно воплощали ее в жизнь, активно используя право законодательной инициативы, дарованное по Конституции Верховному суду.
Однако после заявления Владимира Путина, сделанного перед руководителями судов в январе, стало ясно, что судебная реформа становится одной из первоочередных политических задач. И так же, как невозможно, чтобы армию перестраивали только кадровые военные, совершенно логичным выглядело решение привлечь к решению проблем судебной системы представителей Центра стратегических разработок под руководством Германа Грефа. Михаил Краснов, один из участников подготовки программы социально-экономического развития России, на днях признал, что в тексте, подготовленном ЦСР, была некая "вторая глава", посвященная системе защиты прав граждан, которая загадочным образом исчезла из окончательного варианта. Официально в администрацию президента этот текст не поступал, но, по мнению Краснова, там эту главу видели. По словам источников "НГ", начали осложняться отношения Ларисы Брычевой, руководителя Главного государственно-правового управления кремлевской администрации, и представителей судебной системы. Во всяком случае, на последнем заседании общественного Совета по совершенствованию правосудия при президенте РФ под председательством Владимира Туманова Ларисы Игоревны не было, хотя совещались в здании кремлевской администрации и ее там очень ждали.
Казалось бы, раз общественности проект грефовской реформы судов не был представлен, то и носителям "третьей власти" волноваться нечего. Однако отдельные положения этой главы летом стали постепенно просачиваться то в прессу, то в государственные структуры исполнительной власти. Источники "НГ" в ЦСР утверждают, что ее сочли не до конца разработанной, а вот в судейской среде, по мнению экспертов "НГ", полагают, что наиболее спорные пункты решили таким образом "обкатать" до официальной публикации. Особенно же возмущает "третью власть" тот факт, что представители ЦСР ни разу не провели с ними совещания на эту тему. Вместо этого из ЦСР появились предложения: во-первых, объединить суды общей юрисдикции и арбитражные, а во-вторых, назначать судей не пожизненно, а сроком на 15 лет. Однако первое предложение устарело уже сейчас, когда Путин одобрил предложение главы Верховного суда Лебедева о создании системы административной юстиции, то есть развитие судебной системы по пути специализации продолжается. А вот второе, скорее всего, будет отметено по соображениям целесообразности и конституционной целостности. Последнее заседание Совета по совершенствованию правосудия было явно посвящено коллективному осуждению "виртуального" (по выражению Туманова) документа Грефа. Хотя ясной резолюции, направленной против концепции ЦСР, совещавшиеся не приняли, но настрой судейского сообщества абсолютно ясен - своих полномочий они уступать не намерены.