РАСПОРЯДОК работы правительства сложился так, что на вчерашнем заседании главными стали два, казалось бы, мало связанных друг с другом, вопроса - поправки в первую часть Налогового кодекса и комплекс мер по предупреждению артериальной гипертонии. Как резонно заметил перед началом обсуждения Михаил Касьянов, если человек болен, ему уже не до политики с экономикой. Между тем сердечно-сосудистые заболевания вызывают 55% всех смертей в России. Минздраву вчера поручено разработать и до 1 февраля 2001 года представить в правительство проект федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации на 2002-2008 гг.". В материалах Минздрава отмечается тревожная тенденция - рост сердечных заболеваний среди экономически активного населения. Одна из основных причин - стрессы, вызванные слабой адаптацией людей к рыночным условиям. Здесь уже прямая связь между здоровьем и экономикой. Налоги же, как известно, та сфера отношений государства и его граждан, где без стрессов не обходится.
Обсуждавшиеся вчера поправки в первую часть Налогового кодекса представляют собой лишь долю более обширного пакета предложений, которые правительство собиралось внести в Думу еще весной, но решило тогда, что важнее добиться от парламента одобрения первых глав второй части, позволяющих установить ставки и снизить налоговую нагрузку на экономику. Добившись в этом определенного успеха, правительство вернулось к отложенным поправкам. С первой частью решено было поступить, как и со второй, - представить нововведения в виде пяти отдельных законопроектов. Они касаются основных принципов налогообложения. Правительство предлагает более четко определить понятие "налогоплательщики". Пока ими считаются лица или организации, на которые законом возложена обязанность платить налоги. При использовании налоговых льгот такая обязанность формально не возникает и такой гражданин или организация могут не предоставлять в налоговые органы необходимых для осуществления налогового контроля сведений. В новой редакции соответствующей статьи предлагаются более четкие признаки. Налогоплательщиками признаются граждане Российской Федерации или юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством.
По-иному теперь предлагается устанавливать и "момент уплаты налогов". Налог будет считаться уплаченным тогда, когда банк представит в налоговые органы документы о списании денег со счета налогоплательщика. Таким образом затрудняется использование популярной в России схемы ухода от налогов, когда фирма или частное лицо осуществляет выплату налогов через специально выбранный проблемный банк.
Иными могут стать и правила взыскания с налогоплательщиков штрафов и пеней. Налоговым органам надоело судиться по каждому случаю неуплаты. Теперь отношения между налоговиками и их подопечными будут регулироваться по принципу "молчание - знак согласия". Налогоплательщика известят об имеющихся к нему претензиях, дадут месяц срока для того, чтобы подать в суд, а если этого не произойдет, сумма штрафа просто будет списана с его счета.
Отдельной и чреватой многочисленными конфликтами проблемой является налоговый контроль за соответствием цен, применяемых налогоплательщиками при исчислении налогов, реальным рыночным ценам. Если такие цены известны, то проблема сводится к наличию полных баз данных. Гораздо труднее, когда рыночной цены нет, - известно, что внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний нефть продается по заведомо заниженным ценам. В предложениях Минфина содержатся довольно сложные схемы, призванные перекрыть такой путь ухода от налогов, - например, определять истинную цену первоначальной сделки путем вычитания прибыли из цены уже переработанной продукции. Предполагается, что во многих случаях цену будет определять суд. Так что если судебных разбирательств по налоговым штрафам и пеням поубавится, то старания налоговиков узнать истинную цену сделки чаще будут завершаться в суде. Выступавший на брифинге по итогам обсуждения первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов признался, что правительство только приступает к решению этой проблемы.
Ряд вопросов возник уже в ходе вчерашнего обсуждения, которое Сергей Шаталов назвал "энергичным". Например, проявились разногласия между правительством и ЦБ. Среди предложенных поправок есть и касающиеся работы Банка России. Правительство хочет, чтобы он тоже стал налогоплательщиком. Предлагается, чтобы ЦБ встал на налоговый учет и осуществлял платежи, правда, лишь в тех случаях, когда деятельность банка выходит за рамки функций, определенных законом о ЦБ. Однако в банке не слишком тепло восприняли возможность хотя бы частичной утраты своего особого статуса. Виктор Геращенко вчера предложил даже, чтобы банк отчислял в бюджет не 50, а 60% своей балансовой прибыли, но только бы не платил налоги. Однако понимания у Минфина глава Центробанка не встретил.
Предлагая Думе пакет поправок в налоговый кодекс, правительство не может всерьез рассчитывать, что депутаты примут их до нового года. Но Сергей Шаталов не выразил по этому поводу озабоченности - первая часть Налогового кодекса касается общих вопросов, поэтому изменения в ней могут вступить в силу не только с началом нового налогового периода, но с первого числа любого месяца.