ВЧЕРА в "Президент-отеле" обсуждалась одна из наиболее актуальных тем для банковского сектора российской экономики. Всемирный банк и Внешэкономбанк выступили организаторами семинара "Банки с государственным участием: проблемы и перспективы". Планы правительства перестроить сложившуюся систему государственных банков широко обсуждаются последние месяцы. Премьер-министр Михаил Касьянов неоднократно заявлял о начале этой осенью полномасштабной банковской реформы, одной из составляющих которой будет концентрация государственного капитала в нескольких крупных банках. На вчерашнем семинаре присутствовали все основные стороны этого обсуждения: правительство представлял первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев, ЦБ - заместители Виктора Геращенко Татьяна Парамонова и Владимир Горюнов, Госдуму - заместитель главы бюджетного комитета Михаил Задорнов. Наконец, от крупнейших российских госбанков (Сбербанка, Внешторгбанка и Внешэкономбанка) на семинаре выступили их главы - Андрей Казьмин, Юрий Пономарев и Андрей Костин.
Ход обсуждения показал, что согласие пока есть только в одном - государственные банки нужны, а в условиях переходной экономики их роль даже возрастает. Однако, когда заходит речь о самом понятии "государственные банки", возникают разные версии. По мнению Татьяны Парамоновой, "государственными" должны считаться прежде всего банки с участием правительства, а не ЦБ. Иное мнение у Алексея Улюкаева: хотя юридически статус государственных банков не определен, однако гораздо больше оснований считать такие структуры, как Сбербанк или Внешторгбанк, государственными.
Сейчас государственное участие в банковском секторе весьма хаотично - во многих кредитных организациях оно не превышает нескольких процентов. Стремление правительства сделать свое участие более эффективным понятно, но конкретные шаги нередко вызывают сомнения. К их числу относится, например, создание специальных банков для кредитования реального сектора - Россельхозбанка и Российского банка развития, через которые уже в следующем году потекут мощные бюджетные потоки. Правительство хочет передать им те задачи, которыми с его точки зрения не должен заниматься бюджет, - например, льготное кредитование села, где возвратность кредитов очень низка (до 16%). В связи с этим президент Внешторгбанка Юрий Пономарев заметил, что если с определенными проектами не справляется бюджет, то тем более они будут обременительны для коммерческих банков. В выступлениях представителей ЦБ также проскальзывала подозрительность по отношению к идее специализированных инвестиционных банков. Так, Владимир Горюнов подчеркнул, что все банки должны иметь один общий статус и работать на основе правил, вырабатываемых ЦБ. Если же выполнение специфических государственных задач не позволяет им удерживаться в этих рамках, то и называться они должны не банками, а агентствами, специально создаваемыми правительством.
Будущее создаваемых правительством новых банков не слишком ясно. Однако и судьба "старых" госбанков, таких, как Сбербанк или Внешторгбанк, тоже не вполне определена. Принципиальное решение о выходе ЦБ из их капитала принято, но относительно сроков есть разные мнения. Во всяком случае, председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин еще раз заявил, что гарантии ЦБ для вкладчиков Сбербанка могут быть сняты только при условии решения проблемы гарантирования частных вкладов в целом по банковской системе. А Владимир Горюнов заявил, что считает надуманной проблему монополизма Сбербанка на рынке частных вкладов - по его мнению, население этой проблемы не ощущает. По словам представителя ЦБ, Сбербанк сыграл исключительную роль в том, что финансовой системе России удалось пережить кризис 1998 года.
Что касается Внешторгбанка, то там уже готовятся к возможной приватизации. Как сообщил вчера Юрий Пономарев, в банке проводятся консультации с российскими и зарубежными экспертами относительно оптимальной схемы приватизации.