Дипломатичность Геннадия Селезнева часто оказывается на руку губернаторам.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ИНТЕРЕС Центра к проблемам местного самоуправления, похоже, все меньше нравится губернаторам. Почти сразу после встречи Владимира Путина с Александром Солженицыным, которая состоялась примерно месяц назад, региональные лидеры почувствовали, что делиться бюджетными финансами с главами местных администраций им рано или поздно, но придется. Однако, резонно расценив, что делиться можно по-разному, губернаторы, публично поддержали заинтересованность Центра в повышении финансовой самостоятельности "местных самоуправленцев" и одновременно стали предлагать свои решения этой проблемы.
В настоящее время финансовая подпитка местного самоуправления в большинстве случаев осуществляется через регионы. Примером того может служить действующий устав Курской области, согласно которому органы местного самоуправления могут передавать федеральные деньги в пользу региональных бюджетов. Отказываться от этой привилегии губернаторы, естественно, не торопятся, особенно после принятия второй части Налогового кодекса и в связи с обсуждаемым проектом бюджета на 2001 год. Еще один аргумент в пользу сохранения за собой местных финансовых активов - последние заявления полномочных представителей президента, что им может быть передано право управления госпакетами акций крупных предприятий, находящихся на территории федеральных округов.
По действующему законодательству дополнительные расходы бюджетов местного самоуправления могут пополняться не только из региональных, но и из федеральных источников. И, говоря о необходимости оказывать органам местного самоуправления финансовую поддержку, губернаторы имеют в виду именно эту возможность. Не случайно в процессе обсуждения проекта бюджета на 2001 год сенаторы все чаще дают понять, что увеличение расходных статей происходит как раз за счет местных интересов.
На днях за губернаторов мягко заступился и спикер нижней палаты парламента Геннадий Селезнев. Открывая заседание совета представителей органов местного самоуправления при председателе Государственной Думы, он заявил, что вопрос межбюджетного финансирования плохо решается законодательным путем, а принятие новых налогового и бюджетного кодексов ущемляет интересы именно органов местного самоуправления, результатом чего являются возникновение социальной напряженности и иждивенческие настроения. Решение этой проблемы Селезнев видит в совершенствовании федерального и регионального законодательства, а также в использовании уже имеющихся законодательных возможностей.
В то же время, заступаясь за местное самоуправление, Селезневу удалось соблюсти все необходимые в его ситуации формальности. Заявление спикера нижней палаты не противоречит ни линии Кремля, ни интересам губернаторов, от настроения которых во многом зависит и политическая карьера многих депутатов-одномандатников. Хотя бы потому что избирательные округа, как правило, всегда больше муниципалитетов.