ПОЛИТИЧЕСКИЙ режим, сложившийся в Италии на рубеже 80-х годов, вошло в привычку называть партократией. Партии на самом деле стали мощнейшим ядром всей государственной системы страны, прибрав себе огромные полномочия. В отличие, скажем, от американской модели, где партии играют роль своеобразных предвыборных машин, на Апеннинах их роль не только не ограничивалась обеспечением победы на выборах, но фактически сводилась к разделению жирного пирога власти. При этом основополагающий принцип демократии работал без сбоев - именно избиратели решали, какое число депутатов в парламенте и всех других местных представительных органах должна иметь та или иная партия. Более того, при явной нестабильности правительства в Италии сложилась стабильность иного рода - баланс сил, при котором каждая партия могла рассчитывать на определенный механизм, имевший к демократии не самое непосредственное отношение. Избранные партийные функционеры принимались активно лоббировать интересы "своих" предпринимателей, которые за саму возможность эффективно и выгодно работать на рынке щедро расплачивались с ними "черным налом". Фактически в Италии действовала система повальной коррупции, при которой ни один заказ, ни один подряд не обходился без взятки и подношения в партийную кассу.
В начале 90-х годов вихрь антикоррупционной операции "чистые руки" смел с политической сцены большинство традиционных политических партий, руководители которых оказались причастными к многомиллиардному мздоимству. На громких процессах того времени именитые политики пытались оправдаться тем, что брали взятки не в свой карман, а только на нужды родной партии, которая иначе не могла бы набрать средства для активной политической деятельности. Рассуждения новоявленных "голубых воришек" не выдерживали серьезной критики, поскольку в Италии действовала система государственного финансирования деятельности партий. По сути дела, именно эта система и должна была послужить противоядием от коррупции, но, как видим, не послужила. Вероятно, поэтому во время общенационального референдума в апреле 1993 года абсолютное большинство итальянцев высказались за полную отмену госфинансирования партий. Надо сказать, ненависть и презрение к партократии достигли тогда на Апеннинах своего апогея.
Тем не менее хребет итальянской партократии так и не был сломлен. В доказательство этого достаточно привести лишь один факт - система госфинансирования партий действует и по сей день, несмотря ни на какие референдумы и взрывы народного негодования. И хотя в 1994 году основа прежнего режима - пропорциональная избирательная система была заменена на преимущественно мажоритарную, партии сменили имена, символы и гимны, но все-таки умудрились выжить в новых условиях. Двухпартийной политической системы по американскому образцу, о которой было так много разговоров, в Италии не получилось. Партиям, правда, пришлось объединиться в две крупные конкурирующие коалиции, но ни одна из них не отказалась ни от собственной кассы, ни от собственных дотаций.
Говоря конкретно, за шестилетний период, прошедший после последних всеобщих выборов 1994 года, итальянские партии разделили между собой более 1535 миллиардов лир (несколько менее миллиарда долларов), однако практически все они свели свои бюджеты с большим дефицитом. На госдотации в этой сумме приходится более триллиона лир, то есть 70%. При этом финансирование осуществлялось по трем основным статьям. Первая и главная из них - покрытие расходов на предвыборные кампании, причем речь идет как о парламентских, так и об административных выборах и выборах в Европарламент. Согласно закону для этих целей государство формирует специальный фонд, в который перечисляются средства из расчета 4 тысячи лир (для европейских выборов - 3600 лир) на каждого гражданина, внесенного в списки для голосования. После подведения официальных результатов выборов каждая партия, а точнее, каждый избирательный список получает из казны сумму пропорционально набранному проценту голосов. На предстоящих в 2001 году парламентских выборах таким образом будет распределена рекордная сумма 200 млрд. лир.
Вторым важнейшим каналом госфинансирования партий были добровольные отчисления от подоходного налога на физических лиц. По действующему закону каждый гражданин мог, заполняя декларацию о доходах, указать в специальной графе, что он согласен передать 4 промилле суммы этого налога на нужды определенной партии (аналогичное правило давно действует в Италии и в отношении финансовой поддержки Церкви). Только за период 1997-1998 гг. таким образом на счета партий были перечислены 270 млрд. лир. В целом этим источником финансирования воспользовались 45 партий, многие из которых были учреждены только для того, чтобы получить такой доступ к государственной кормушке. Естественно, в данном случае речь идет о мелких объединениях, но для включения в заветный список свежеиспеченным партиям требовалось провести своего кандидата на любых выборах всего в одном избирательном округе. После того как два года назад в Италии была изменена система подачи налоговых деклараций, этот источник финансовых поступлений на счета партий был упразднен. Впрочем, нет сомнений, что нечто подобное вскоре вновь будет изобретено.
Наконец, третьим способом госфинансирования было централизованное выделение средств на нужды партийных изданий. По этой наиболее дискутируемой статье Совмином в период с 1994 по 1999 год было распределено 294 млрд. лир. Скажем, закрытая ныне экс-коммунистическая газета "Унита" получила 79 млрд. лир, печатный орган постфашистского Национального альянса "Секоло д"Италия" - 32 млрд., листок сепаратистов из Лиги Севера "Падания" - 22 млрд. Надо сказать, все партийные газеты Италии отнюдь не относятся к числу наиболее популярных и тиражных изданий и без господдержки вряд ли бы выжили. Впрочем, оказалось, что из данного источника успешно черпают финансовые ресурсы газеты, которые с очень большой натяжкой можно отнести к партийным. Дело в том, что согласно специальной инструкции в число партизданий можно было включить любую газету, если всего два депутата заявляли, что она является органом их ассоциации или движения. В 1998 году система была несколько изменена - для получения желанного статуса газете нужно теперь заручиться поддержкой какой-либо группы или фракции в парламенте, но данное постановление обратной силы не имеет, и все ранее внесенные в список газеты сохранили свои привилегии.
Так за минувшие шесть шест итальянские партии распределили между собой государственный триллион. Остается добавить, что за этот же период на партийные счета были перечислены 453 млрд. официальных частных пожертвований, которые в Италии также разрешены. Как отдельные граждане, так и частные компании имеют право поддерживать деньгами партию или определенного политика на выборах любого уровня. При перечислении суммы, превышающей 12 млн. лир, в Палату депутатов должно быть подано соответствующее заявление. Любопытно, что политиком, набравшим самую крупную сумму частных пожертвований (1 млрд. 265 млн. лир), стал сенатор Антонио Ли Пьетро, который, будучи следователем миланской прокуратуры, возглавлял операцию "Чистые руки" и слыл непримиримым борцом с партократией. На этом, кажется, можно поставить точку.
Рим