ВСЕ ПОПЫТКИ субъектов Федерации избежать пересмотра своих Уставов или Основных законов окончились неудачей: Центр жестко настаивает на приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным. Поэтому обе палаты Госсобрания Башкирии рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". В Уфе считают, что поправки в Основной Закон Башкирии не изменят его сути и не вступят в противоречие с волей многонационального народа республики. Законопроект предполагает внесение более ста поправок в текст Конституции Башкирии, причем многие из них носят чисто редакционный характер. Например, статья 128 башкирской Конституции в прежней редакции давала повод для обвинений в сепаратизме, поскольку декларировала верховенство законов республики, не уточняя их пределов. В новом тексте верховенство имеют законы, "принятые по предметам ведения Республики Башкортостан".
Тем не менее статус республики в новой редакции по-прежнему декларируется как государство в составе РФ. Понятие "суверенитет республики" теперь детально прописано и в сфере международных и внешнеэкономических отношений, и в определении режима чрезвычайного положения, и в процедурах согласования кандидатур при назначении прокурора республики и судей всех уровней. А статью о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Центром и республикой скорректировали очень ловко - в соответствии и с Конституцией РФ, и с Договором 1994 г. о разграничении полномочий, который предоставлял республике дополнительные суверенные права. Сам Договор включен отдельным разделом в проект обновленной Конституции Башкирии. Причем законодатели ссылаются на письмо президента РФ председателю Госсобрания Башкирии, предполагающее согласование республиканского и федерального законодательства "на основе всех правовых актов, характеризующих взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан, главным из которых является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий". Вероятно, башкирские законодатели предпочли сделать вид, что позабыли второй раздел Конституции РФ, четко указывающий, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений федеративных договоров действуют положения Основного закона РФ.
Также республиканские законодатели ссылаются на принятый в 1996 г. закон о порядке внесения изменений и дополнений в Основной закон Башкортостана. А внесение поправок в Конституцию увязывается с нормами обычной юридической практики постоянной коррекции нормативных актов субъектов в соответствии с вновь принимаемыми законами Федерации. Председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев заявляет, что актуальность вопроса определяют "критическая масса" накопленного опыта государственного строительства, который проверяет качество конституционных положений, степень зрелости федеральной и региональной систем законодательства, а в первую очередь - уровень развития общественных отношений. Таким образом, даже формально башкирские законодатели не хотят признавать очевидные факты и принципы несоответствия своего нормотворчества федеральным законам. Вместо этого они предпочитают намекать на давление со стороны Центра. Впрочем, изменения в башкирскую Конституцию могут принять и более радикальный характер, поскольку впереди еще несколько этапов рассмотрения законопроекта: второе и третье чтение, а также экспертиза президента республики.